Мазурова Екатерина Яковлевна

Мазурова Екатерина Яковлевна

Екатерина Яковлевна родилась 18 ноября 1900 года в Иваново-Вознесенске Шуйского уезда Владимирской губернии в семье рабочих. Её прадед, Иван Белокринкин, имел маленькое полукустарное ткацкое производство, на котором трудился сам вместе с наёмными рабочими, но пожар разорил его. Род Белокринкиных пришёл в упадок.

В 1914 году семья переехала в Шую. Юная Катя пробовала работать на ткацкой фабрике Небурчилова, потом на прядильной фабрике Павлова. В 1920 году молодую работницу суконно-шляпной фабрики  Катю Мазурову назначили заведующей  рабочим клубом, где она создала драматический кружок. На сцене рабочего театра сыграла она свою первую роль. Здесь познала ту первую священную дрожь перед выходом на сцену, и яркий свет рампы, и то, что театр – это её жизнь.

 В мае 1920 года Мазурова окончила молодёжную студию при Шуйском городском драматическом театре, организованную городским отделом народного образования. Шуйский городской театр был тогда  укомплектован профессионалами из московских театров, которые в то послереволюционное голодное время уехали в провинцию. Театральная группа из рабочего театра под руководством профессионалов постепенно обретала творческую зрелость, а потом основным своим составом влилась в коллектив Шуйского драматического театра, став его молодым пополнением.

Шуйский драмтеатр был началом в артистической судьбе Екатерины Яковлевны. Потом в 1922 году  её пригласили в Кинешемский  драматический театр, а затем   в знаменитый Волковский в Ярославле. С каждым из них связано своё, дорогое, неповторимое. Так, режиссёр Волковского театра решил сделать из юной актрисы ещё и певицу, пригласив для этого преподавателя-итальянца. Старичок-итальянец, фанатично преданный искусству, мучил Катю верхним «до» до такой степени, что она после этого совсем теряла голос.

- Вы будете настоящая Патти! – уверял он, а будущая «Патти» холодела от страха, что останется безголосой, и её выгонят из театра…

Но уроки итальянца не прошли даром -  Екатерина Яковлевна успешно играла роли даже в оперетте.

Работала Мазурова и в Ивановском драматическом театре.  Затем была Москва, встретившая молодую актрису актёрской биржей. Однако, после долгих недель мучений девушка всё же оказалась на театральных подмостках Москвы.

В 1925-1930 годах она работала в Московском театре «Семперанте». В 1930 году она становится актрисой Московского колхозного театра, в 1934 году – Московского театра комической оперы. В 1941 году она поступила в Государственный Московский театр, затем  в Московский областной театр юного зрителя.

Во время Великой Отечественной войны в прифронтовой столице Екатерина Яковлевна играла для защитников города, отказавшись эвакуироваться в тыл. До конца войны её жизнь была связана с фронтовым театром. Артисты вместе с бойцами, вместе со всеми москвичами переживали и бомбёжки, и артобстрелы. Во фронтовом госпитале нашла она своего тяжело раненного мужа и ценой огромных усилий выходила его, вернула к жизни.

С 1945 года её судьба была связана с Московским театром драмы и комедии (ныне  театр «Содружество актёров Таганки»), где она проработала более 20 лет.

После войны  в 1947 году она работала в Германии в Первом драматическом театре войсковой части (Театр группы советских войск в Германии) в г. Лейпциг. Годы войны и беззаветного служения зрителю оставили свой след – актриса надорвала своё сердце. Сказались многочисленные перегрузки и тяготы неустроенного артистического быта. Врачи заявили однозначно: «С театром надо расстаться». Перенеся два инфаркта, в 1953 году Мазурова оставила сцену.

Но актриса без театра  как птица без крыльев. И тогда она прочно и надолго связала свою судьбу с кино. Много ролей сыграно Екатериной  Яковлевной на «Мосфильме» и киностудии имени Горького. Её помнят по фильмам «Дело было в Пенькове», «Когда деревья были большими», «Добро пожаловать, или Посторонним вход воспрещён», «Хозяин тайги», «Руслан и Людмила», «Романс о влюблённых» и другим.

В последние годы, когда актриса по состоянию здоровья уже не могла сниматься в кино, она посвятила себя благородному делу – комплектованию музеев. Страсть к коллекционированию Екатерина Яковлевна унаследовала от отца. Это он в своё время стал собирать фарфор. Она же увлекалась живописью и декоративно-прикладным искусством. Однако, фарфор и стекло тоже не забывала. Работа в Германии позволила ей пополнить свою коллекцию произведениями западноевропейского искусства. Её коллекция изделий знаменитых европейских заводов по производству фарфора поистине уникальна. Полотна, собранные Мазуровой, принадлежат кисти мастеров, состоявших в московском отделении Союза художников. Часть из них – произведения художников-самоучек, прежде всег, крепостных.

Живя в Москве, Екатерина Яковлевна всегда помнила о родной и любимой Шуе. Она очень много сделала для создания художественного отдела в Шуйском краеведческом музее, основу которого составила её коллекция, безвозмездно подаренная городу. В эту коллекцию входят произведения живописи, графики, образцы скульптуры, декоративно-прикладного искусства, уникальный фарфор русских и зарубежных заводов, керамика XVIII – XX веков, вышивки бисером XVIII века, антикварная мебель, миниатюрные портреты на кости и фарфоре. Многие из подаренных ею экспонатов имеют большую художественную ценность. Всё это она покупала в столичных антикварных магазинах и затем более тысячи экспонатов передала музею.

 Фарфоровые изделия, собранные актрисой, дают возможность проследить историю развития керамического искусства в России. Здесь и изделия одного из первых заводов – лучшего частного завода Гарднера, и завода Попова, и завода братьев Корниловых. Широта таланта мастеров, самобытные черты русского декоративного творчества наиболее полно проявились в изделиях завода Кузнецова. И, конечно, собрание художественного отдела музея нельзя представить без переданных Е.Я.Мазуровой полотен «Дама в чёрном» С.Бункера (1893), «Вдовушка» работы Комарова, «Мужской портрет» А.Маковского (1896) и других картин художников XIX – начала XX века. Гордость музея – полотно Н. Шильдера «Искушение».

Все эти художественные ценности заставляют глубже задуматься о щедрости настоящего таланта и не менее прекрасной человеческой щедрости как таковой. Дар Мазуровой  стал поистине украшением нашего краеведческого музея. Сегодня стоимость этой экспозиции оценивается специалистами в сумму около полумиллиона долларов.

Екатерина Яковлевна оказала большую помощь и музеям сёл Введенья и Васильевского, передав им часть изделий из фарфора и керамики, а обществу охраны природы – чучела птиц и зверей.

Она сумела передать своё увлечение музейным делом многим московским художникам. Под влиянием Екатерины Яковлевны её друзья- художники Е.Д.Спасский, А.И.Кречетов, С.П.Курылёв, М.А.Егорова и другие подарили нашим музеям немало живописных полотен.

Именно Е.Я.Мазурова благодаря неимоверным усилиям, редкому энтузиазму, организаторским способностям, незаурядности создала художественный отдел в Шуйском краеведческом музее.

Екатерина Яковлевна Мазурова скончалась 8 октября 1995 года. Прах её покоится в Москве на одном из старейших кладбищ – Лефортовском (Введенском). Именем Е.Я.Мазуровой названа малая планета, открытая Крымской астрофизической обсерваторией.

Решением Думы городского округа Шуя от 28 мая 2008 года Мазуровой Е.Я. присвоено звание «Почётный гражданин города Шуи».


Возврат к списку