25.02.2011

О Т Ч Е Т о деятельности Администрации городского округа Шуя в 2010 году на заседании Думы городского округа Шуя 25 февраля 2011 года.

О Т Ч Е Т
о деятельности Администрации городского округа  Шуя в  2010 году
              на заседании  Думы городского округа Шуя 25 февраля 2011 года.
         
Уважаемые коллеги!
2010 год был особенный для органов местного самоуправления городского округа, поскольку с марта прошлого года мы начали жить по новому Уставу городского округа. В городе была сформирована новая структура представительного и исполнительного органов местного самоуправления. В результате  совместной работы нам во многом удалось реализовать намеченные планы в экономической и социальной сферах и добиться  стабильной ситуации в нашем городе.
      
Экономика и финансы
В целом 2010 год для города, как, наверное, для большинства муниципальных образований России, был достаточно сложным. В тоже время, в результате своевременно разработанных и реализованных антикризисных мер, удалось минимизировать негативные последствия, и обеспечить положительную динамику в социально-экономическом развитии городского округа.
По итогам работы промышленных предприятий за 2010 год можно говорить о том, что в основном предприятия нашего города сработали стабильно. Хотя, в течение года ряд промышленных предприятий вынужден был вводить режим неполного рабочего времени. Но, если по итогам работы промышленных предприятий за 2009 год был отмечен спад объёмов производства по сравнению с 2008 годом, то в 2010 году по оперативным данным территориального органа статистики  отгружено по городу промышленной продукции и оказано услуг на сумму 4929,022 млн.рублей, что на 11,7% больше, чем в 2009 году (в целом по области рост по данному показателю составил 30,4%). Рост отгрузки по предприятиям ведущих отраслей нашего города по сравнению с 2009 годом составил:
– в производстве пищевых продуктов  - на 3,7%,
- в текстильной и швейной  - на 6,2%,
- деревообрабатывающей – на 20,5.
По виду деятельности «производство и распределение электроэнергии, газа и воды» рост отгрузки составил  23,1%. Самый большой рост объемов работ был отмечен  в строительстве (+ 69,5% к уровню 2009 года). По среднемесячной заработной плате в промышленности города за  2010 год прогнозируется  рост по сравнению с  прошлым годом на 13,4%, что несколько ниже среднеобластного. В целом по городу (11 месяцев) заработная плата составляет 10903,7 рублей (по Ивановской области 13220 рублей), рост к соответствующему периоду 2009 г. – 9,1% (по Ивановской области – 10,4%)
В 2011 году на 15%  сократился  удельный вес убыточных предприятий.
К сожалению, в последние годы приходится отмечать снижение объемов инвестиций в основной капитал. Так в прошлом году падение составило 50% по сравнению с 2009 годом. В целом по городу они составили 150687 тыс. рублей. Причем инвестиции за счёт бюджетных средств составляют 60,8%.
Пожалуй, менее всего кризисные явления сказываются на потребительском рынке. Об этом можно судить по введенным в эксплуатацию новым объектам торговой сети «Магнит», торгового центра «Крепость», ряда других магазинов.  Оборот розничной торговли по крупным и средним предприятиям города составил 1387,4 млн. рублей, объём платных услуг населению - 644,7 млн.рублей, что составляет к уровню 2009 года 137,5% и 114,4% соответственно (в действующих ценах).
Серьезная работа по снижению напряженности на рынке труда проводилась  в рамках соответствующей региональной программы, в которой приняло участие 556 жителей нашего города.  Особое внимание нами уделялось трудоустройству выпускников учреждений профессионального образования: 102 выпускника прошли стажировку на предприятиях города под руководством 51 наставника. Регулярно проводился мониторинг трудоустройства выпускников.        На начало 2011 года  в центре занятости населения в статусе безработного числилось только 7 выпускников  2010 года. В рамках  профессионального обучения  переподготовку по новым профессиям прошли 8 работников ООО «ШЛМЗ-СПЛАВ», находящихся под риском увольнения. Оказывалось содействие развитию малого бизнеса и самозанятости, что позволило вовлечь в сферу бизнеса 36 безработных граждан с оказанием им финансовой помощи на организацию собственного дела. В 2010 году гражданам, организующим собственное дело, оказывалась  финансовая поддержка и для организации дополнительных рабочих мест. Создано 11 новых рабочих мест. В отчетном году особое внимание уделялось  трудоустройству инвалидов. Данные мероприятия позволили снизить уровень безработицы в Шуе до 1,2 % (на начало реализации Программы  этот показатель составлял 2,5%).
Одним из важных стабилизирующих моментов было активное участие Администрации в работе городской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений.
Весомой составляющей экономического потенциала города является малый и средний бизнес, который только по вмененному доходу дает 8,3% налоговых поступлений.  На сегодняшний день на территории городского округа Шуя зарегистрировано 532  предприятия малого бизнеса. Доминирующей отраслью, в которой функционирует 38,6% малых предприятий, является розничная и оптовая торговля; на производство товаров и строительство приходится соответственно 15,8% и 6,2 %; 21,6% - оказывают платные услуги. Число субъектов малого и среднего бизнеса в нашем городе, приходящееся на 10000 населения составляет 365,5 (2009 – 355,1), что выше среднеобластного показателя. В сфере малого предпринимательства занято 28,8%  от общего числа занятых в экономике города. Кстати сказать, частный бизнес активно участвует в городских социальных проектах. Сейчас на территории города работает 32 социальных объекта: магазины и отделы по продаже продовольственных товаров, аптеки и аптечные пункты, где жители не зависимо от достатка имеют возможность приобретать товары по более низким ценам. Активно реализуется муниципальная программа поддержки малого и среднего предпринимательства городского округа Шуя, работают городской Союз предпринимателей, Координационный совет по развитию малого и среднего предпринимательства, местное отделение всероссийской организации «Опора России».   Вместе с тем, нам  совместно с координационным советом  необходимо активизировать работу по обеспечению участия малого бизнеса города   в различных региональных и межрегиональных выставочно-ярмарочных мероприятиях, по сокращению административных барьеров для СМСП, планирующих приобретение, аренду, перевод земельных участков из одной категории в другую, с целью реализации инвестиционных проектов.
Экономическая ситуация напрямую отражается на показателях бюджета города. В непростых финансово-экономических условиях формировались бюджеты 2009 и 2010 годов. Но, тем не менее,  по итогам года бюджет города составил по доходам  646704,1 тыс. руб., или 100 % к годовому объему доходов.
Налоговые и неналоговые доходы за  прошлый  год  поступили в сумме  314375,0 тыс. руб., что составляет 102 % от  плана и 48,6% в общем объеме доходов. По сравнению с уровнем предыдущего года рост составил 108,9 % (25,8 млн. руб.). Доходы выполнялись по большинству доходных источников.
Поиск дополнительных источников доходов, в первую очередь, через расширение налоговой базы и повышение собираемости налогов позволил   исполнить бюджет по налоговым доходам на  103,0 % к годовым бюджетным назначениям; рост по сравнению с 2009 годом  составил 49,9 млн. рублей. В основном  за счет земельного налога   (+21,6 млн.руб.),  налога на доходы физических лиц (+13,4 млн.руб.), государственной пошлины (+11,0 млн.руб.), единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности (+2,6 млн.руб.), налога на имущество физических лиц (+0,8 млн.руб.), транспортного налога (+ 0,5 млн.руб.).
Наибольшая сумма доходов от налоговых поступлений перечислена ОГОУ НПО «Профессиональный лицей № 4 г. Шуя» (7,4% от налоговых доходов бюджета городского округа); ОАО ХБК «Шуйские ситцы» (6,1%); ООО «Эггер Древпродукт» (4,3%);  МУЗ «Шуйская ЦРБ»  (2,5%);  ШГПУ (2,4%); Филиал № 11 ИОООИВООИ «Чернобылец» (1,6%); МП  ЖКХ  г. Шуи (1,3%).
Неналоговые доходы за 2010 год исполнены в сумме 86729,4 тыс. руб. или 100% к годовым бюджетным назначениям, что ниже аналогичного показателя предыдущего года на 24,1 млн.руб. Низкая ликвидность муниципального имущества повлияла на  уменьшение поступлений от продажи муниципального имущества (по сравнению с 2009 годом - 11,3 млн.руб.). На 12,2 млн. руб. уменьшились поступления от платных услуг.
Финансовая помощь из областного и федерального бюджетов в виде безвозмездных и безвозвратных перечислений в 2010 году составила 51,4 % от общей суммы доходов.
В целях увеличения доходной части бюджета и  сокращения недоимки по налогам и сборам в 2010 году было проведено 24 заседания комиссии по обеспечению своевременности и полноты поступлений в бюджет, по результатам работы которых должниками перечислено более 30 млн.руб. (в 2 раза больше по сравнению с 2009 годом), из них в бюджет городского округа – 16,5 млн.руб.
Расходы  в  целом   по  бюджету за 2010 год составили 667298,0 тыс. руб., что на 307683,1 тыс. руб. меньше проведенных расходов за 2009 год   или 97,3 % к годовому плану.      Основной причиной неисполнения расходов в полном объеме является то, что  в конце года в связи с отсутствием  расчетных и нормативных документов   на оплату остались неиспользованные целевые средства, полученные из областного бюджета в сумме 2770,5 тыс. руб.
          В 2010 году бюджет городского округа  сохранил свою социальную направленность. Доля социальных расходов в общем объеме расходов составила 66,4 %. Наибольшую величину в бюджете городского округа имеют расходы на  образование – 40,4% от  объема всех расходов, расходы  на ЖКХ – 17,9%, на здравоохранение  и физическую культуру– 17,6%,  остальные  расходы распределились от 2,9% до 8,5%.
Львиную долю в расходах бюджета городского округа составили расходы на оплату труда и начисления 37,1%.  Но заработная плата по сравнению с 2009 годом не возросла. В 1,2 раза возросла плата за коммунальные услуги.
Анализируя в целом  исполнение бюджетов по городским округам Ивановской области можно сделать вывод о том, что «среднедушевые доходы» в нашем округе  самые высокие в области  - 12422,6 руб. на одного жителя.
Принятые меры по усилению контроля за организацией и проведением процедуры муниципальных закупок позволили сократить на 50%  по сравнению с 2009 годом  расходы  на проведение капитальных и текущих ремонтов  по объектам муниципальной собственности. В целом за прошлый год экономический эффект от проведения конкурсных и аукционных процедур составил 37679 тыс. руб. (2009 год – 18161 тыс. руб.)
Одной из основных задач, стоящих перед Администрацией городского округа в 2010 году, была оптимизация структуры муниципального управления в целях сокращения расходов городского бюджета. Так в конце прошлого года в Администрации была проведена реорганизация структуры, в результате которой было сокращено 14 ставок муниципальных служащих, что составляет почти 15% от всех муниципальных служащих. Скорее всего, в 2011 году этот процесс будет продолжен.
В настоящее время в городском округе Шуя  реализацию различных  муниципальных функций и полномочий городского округа Шуя осуществляют  51 учреждение,  финансируемое из   местного бюджета, и  8 муниципальных унитарных предприятий.
Так, учитывая дублирование отдельных направлений работы муниципальных учреждений МОУ ДОД «Центр дополнительного образования детей» и  МОУ ДОД «Центр детского творчества» было решено объединить эти учреждения. Причем сделано это было без ущерба, как для трудовых коллективов, так и для детей. Для реализации полномочий органов местного самоуправления городского округа Шуя по вопросам ведения хозяйственной деятельности, централизации и экономии расходов по содержанию административных зданий  было создано Муниципальное учреждение «Управление административными зданиями и транспортом».
В целях реализации программы реформирования муниципальных финансов, сокращения расходования бюджетных средств и полного обеспечения потребности населения в услугах, в соответствии с Федеральным законом от 03.11.2006 № 174-ФЗ «Об автономных учреждениях», было создано два автономных образовательных учреждения  «Детская школа искусств» и «Детская художественная школа». Преобразование данных учреждений в муниципальные автономные учреждения должно повысить эффективность их работы и значительно снизить уровень расходования бюджетных средств.
В течение 2010 года  Администраций велась активная работа по бесхозяйным земельным участкам, расположенным на территории городского округа Шуя. В реестре  земельных участков и жилых помещений сегодня  56 объектов. Продолжается работа в отношении выморочного имущества. По  9 объектам выморочного  имущества муниципалитетом было получено свидетельство о государственной регистрации права. В 2011 году планируется продолжить работу по принятию  выморочного имущества в собственность городского округа Шуя, что приведет к позитивным сдвигам в решении проблемы увеличения муниципального жилищного фонда.

Жилищно-коммунальное хозяйство, благоустройство, строительство.
Развитие экономики невозможно без кардинальных решений по модернизации и развитию транспортной инфраструктуры, связи, инженерных сетей и сетей коммунального хозяйства.
Все мы знаем,  в каком состоянии находятся наши городские дороги. Бюджетом 2010 года на их ремонт было предусмотрено лишь  13 млн. рублей, этого, конечно, недостаточно для Шуи. На эти средства в минувшем году был произведен текущий ремонт на   14,5  км городских дорог, что составляет   7,3 % от всех дорог. И все же  этот показатель несколько выше 2009 года.  Но и в 2011 году на содержание дорог и тротуаров  из местного бюджета планируется выделить 12,4 млн. руб. Поэтому обязательно будем работать над привлечением средств из других источников, в том числе областного бюджета, по данному вопросу работаем с депутатами областной Думы. Планируем  произвести текущий ремонт основных дорог города, выполнить подсыпку щебнем ряда дорог в частном секторе, произвести установку бордюрного камня на улице Свердлова, отремонтировать часть тротуаров в центральной части города и т.д.
Первостепенное внимание Администрация городского округа Шуя старалась оказывать реализации плана мероприятий по благоустройству,  который был утвержден  Думой прежнего созыва, в том числе и по наказам избирателей. Выполнение его находилось под пристальным вниманием  депутатов и в наш адрес прозвучало немало критики по данному вопросу. Действительно, не все мероприятия, внесенные в план, были выполнены, но давайте не будем  забывать, что многие из них  не были обеспечены финансовыми средствами. Сказался и так называемый «переходный период». В результате, которого произошла задержка в проведении ряда конкурсных процедур по мероприятиям. Было упущено время… Эти ошибки мы обязательно учтем в этом году.  В  целом же план благоустройства выполнен на 97 %, профинансировано мероприятий на 14,7 млн. рублей.
К решению вопросов благоустройства города активно привлекаем само население. Ежегодно возрастает объем мусора вывозимого с улиц частного сектора за счет средств населения. Так в прошлом году объемы вывезенного ТБО  увеличены в 1,5 раза. Темпы этой работы будут увеличиваться и дальше. Ежегодно растет количество участников городских смотров-конкурсов «Лучший дом», «Лучшая клумба», «Лучший дворик»,  «Лучший общественный уличный комитет». Наша задача вместе с депутатами городской Думы, сделать так чтобы  население  города перестало быть равнодушным, необходимо от призывов переходить к конкретным делам.  Вместе с тем,  меня как главу Администрации городского округа,  не может в полной мере удовлетворять работа руководителей наших предприятий и учреждений  по наведению порядка и чистоты в городе. Эффективность этой работы напрямую зависит не только от объемов финансирования, но  и от организации этой работы. Нередко простая бесхозяйственность и нежелание по современному думать сводят наши работы по благоустройству «на нет».  
Жилищно-коммунальное хозяйство города – это наиболее социально значимая и проблемная сфера деятельности городской администрации. Об этом говорит и  большое количество обращений граждан поступающих в Администрацию (60% от общего количества). Проблемы в этой сфере общие  с другими городами и районами области и связаны, прежде всего, с хроническим недофинансированием ЖКХ на протяжении десятилетий и с долгами населения за жилищно-коммунальные услуги. Это, безусловно, влияет на качество предоставляемых услуг.
Как вы знаете, в соответствии с жилищным законодательством, большая часть городского многоквартирного фонда находится под управлением пяти управляющих компаний. На сегодняшний день существующая правовая база не позволяет органам местного самоуправления  напрямую влиять на многие процессы, связанные с качеством и своевременностью предоставляемых населению жилищно-коммунальных услуг. Об этом, кстати,  говорил и Президент РФ Д.А. Медведев на заседании Госсовета по вопросам ЖКХ 24 ноября прошлого года. Мы ищем новые формы взаимодействия с этими структурами, для чего с июля прошлого года начали практиковать проведение еженедельных  оперативных совещаний по вопросам функционирования городского хозяйства, на которых в частности рассматриваем  проблемные моменты в деятельности управляющих компаний. Точек соприкосновения  у нас много, и цель должна быть одна – создание комфортных условий жизни горожан.
По-прежнему острой в городе остается  проблема с жильем. И хотя по данным статистики обеспеченность жильем на одного жителя у нас остается одной из самых высоких в области (24,5 м2) и было введено 3425 м2 нового жилья (2009 – 8897; с учетом 95-квартирного дома) - в очереди на улучшение жилищных условий сегодня остается 1623 семьи (на 01.04.2009 г. – 1737).
В 2010 году было предоставлено 5335,1 кв. м  общей площади (в 2009 г. – 2711,13 кв.м., в 2008г.- 1726,16 кв.м, 2007г.-4300,52 кв.м), что позволило улучшить жилищные условия 114 семьям, в том числе 1479,4 кв.м. (в 2009 г.- 627,33 кв.м., в 2008г.-601,92 кв.м., 2007г.- 663,5 кв.м.) жилой площади в специализированном жилом фонде. 5 семей получили жилье в маневренном фонде и 25 семей получили служебное жилье. Большой популярностью среди молодежи пользуется программа «Поддержка молодых семей в приобретении (строительстве) жилья на 2006-2010». По состоянию на 01.01.2011г. в очереди стоит 95 молодых семей. В 2010 г. предоставлены социальные выплаты  20 молодым семьям на общую сумму 11,9 млн. руб. (в 2009 г.- 10 семей на сумму 4,9 млн.руб., в 2008г. – 11семей на сумму 5,5 млн.руб.).
Особое внимание в прошлом году уделялось улучшению жилищных условий ветеранов Великой Отечественной войны. 85 ветеранов за счет федеральных средств получили денежные выплаты на приобретение нового жилья  в сумме  почти 73 млн. рублей, 13 участникам войны была оказана материальная помощь на ремонт своего жилья на 1,4 млн. рублей.
Продолжается реализация программ «Поддержка граждан в сфере ипотечного жилищного кредитования» «Переселение граждан из ветхого жилищного фонда городского округа Шуя на период 2004-2010 годы». По программе  «Переселение граждан из аварийного жилищного фонда» в прошлом году 55 семей получили новые квартиры. В планах Администрации на текущий год продолжить работу по  расселению шуян  из ветхого фонда за счет федеральных средств, поступивших в регион по программе реформирования ЖКХ. В вопросах строительства жилья необходимо активнее работать по привлечению в наш город инвесторов. У нас разработана инвестиционная программа, которая включает в себя 8 инвестиционных площадок, подготовлены паспорта этих площадок. Некоторые из них достаточно перспективные, как для строительства жилья  (в том числе малоэтажного),  так и для размещения промышленных предприятий. Думаю, что возрождающаяся экономика не заставит долго ждать инвесторов. И в скором времени они обязательно появятся.
К сожалению, в  прошлом году в Администрацию поступило большое количество обращений граждан по вопросу некачественно проведенного в 2009 году в рамках 185 федерального закона капитального ремонта многоквартирных домов.  Как вы знаете, состоялось несколько судов,  в которых рассматривались иски управляющих компаний, уже работают судебные приставы. Возбуждено уголовное дело.  

В планах Администрации на 2011 год  начало строительства магистрального водовода диаметром 400 мм от ул. 5-я Северная до ул. 11-я Мичуринская в г. Шуя, завершение разработки ПСД строительства блочной газовой котельной в районе жилого дома № 72 по ул. Вихрева, завершение реконструкции Октябрьского пешеходного моста.  
В текущем году за счет средств федерального, областного  и местного бюджетов начинаем капитальный ремонт хирургического корпуса МУЗ «Шуйская ЦРБ»,  важного объекта не только для города, но и близлежащих районов.    
В начале текущего года  началось строительство плавательного бассейна в районе стадиона «Труд». Строительство данного объекта осуществляется за счет привлечения федеральных средств в рамках реализации федеральной целевой программы «Развитие физической культуры и спорта в Российской Федерации» и средств бюджета городского округа Шуя. Строительство бассейна планируется завершить в конце 2012 г.  Кроме этого решается вопрос о строительстве оздоровительного центра с бассейном в районе супермаркета «Магнит» по ул. Свердлова за счет привлечения средств инвесторов.
Социальная сфера
    Социальная сфера наиболее значимая составляющая в нашей работе, поскольку результаты  деятельности по реализации социальной политики являются главным критерием оценки со стороны населения.

    Здравоохранение
    Ежегодно в  здравоохранение вкладываются немалые средства. Не стал исключением и 2010 год. Только расходы городского бюджета составили 83 млн. рублей, в целом (за счет всех уровней бюджетов) расходы составили 310 млн. рублей. В начале года были введены в эксплуатацию паталого-анатомическое отделение, инфекционное и детское отделение, клиническая лаборатория. Проведены большие ремонтные работы в других отделениях ЦРБ (6,4 млн. рублей). Приобреталось новое современное оборудование (8 млн. рублей).
Несмотря на довольно большие капитальные вложения в здравоохранение, состояние медицины вызывает многочисленные нарекания у шуян. По причине недостатка врачебных кадров и некоторых организационных причин не выполняется муниципальное задание по амбулаторной помощи. По стационарной помощи ситуация значительно благополучнее. Вложения в создание неврологического отделения по лечению острого нарушения мозгового кровообращения (ОНМК) и кардиологического отделения дали свой результат: снизилась смертность, улучшились  результаты лечения.  Практически все стационарные отделения ЦРБ стали межрайонными.
По-прежнему серьезной проблемой остается обеспечение нашей медицины кадрами. Надеемся, что принятая в прошлом году муниципальная программа  по медицинским кадрам  позволит уменьшить напряженность, но, к сожалению, полностью ее не снимет.
С 2011 года МУЗ «Шуйская ЦРБ» участвует в реализации программы «Модернизация здравоохранения Ивановской области».  В течение двух ближайших лет мы должны коренным образом улучшить целевые показатели, внедрить современные методы диагностики, профилактики, лечения и реабилитации граждан. Не менее важно, что в результате модернизации сферы здравоохранения наши медики должны получить возможность работать в достойных условиях, владеть самыми передовыми технологиями с применением нового современного оборудования. В рамках программы модернизации планируется провести капитальный ремонт хирургического корпуса  (на эти цели будет израсходовано 71 млн. рублей, в т.ч. за счет средств федерального бюджета – 60 млн. рублей) и получить новое современное оборудование.          Участие ЦРБ в программе модернизации  позволит не только улучшить материально-техническую базу больницы, но и выстроить наиболее эффективную систему оказания медицинской помощи и реабилитации пациентов с заболеваниями, стоящими первыми среди причин смертности населения.
    Образование.
    2010 год в нашей области был объявлен годом образования. Шуяне активно включились в реализацию национальной образовательной инициативы «Наша новая школа», был продолжен курс на получение школьниками доступного качественного образования, ориентированного на достижение результата, личностный успех каждого ребенка. Укрепляется материальная база образовательной системы. На эти цели было выделено около 10 млн. рублей из городского бюджета. Все образовательные учреждения обеспечены доступом  к сети Интернет. В среднем в школах на 1 компьютер приходится 12 учащихся. В результате в школах отвечающих современным требованиям обучается 72 % учащихся.
В 2010 году началось поэтапное внедрение образовательных стандартов в начальной школе. Определена  пилотная площадка – средняя школа №7, на базе которой апробируется  федеральный государственный стандарт нового поколения.
         Эффективное внедрение новых образовательных стандартов невозможно без адекватного механизма обратной связи – системы оценки качества образования. По итогам 2010 года  обученность по городу составила 100%. Качество знаний составило 45,8%.
В 2010 году аттестат об основном общем образовании получили 519 учащихся, из них 10 выпускников (1,9%) получили аттестат особого образца. Среднюю (полную) школу в 2010 году закончил 321 выпускник. Из них 16 человек (5%) награждены медалями «За особые успехи в учении», в том числе 5 учащихся получили золотую и 11 учащихся – серебряную медали. Хотя в целом, итоги года свидетельствуют о том, что качество общего образования остается достаточно высоким (на уровне областного показателя), отделу образования необходимо и дальше проводить   работу по повышению успеваемости наших школьников.
Среди воспитанников учреждений образования в 2010  году 11 победителей и 18 призеров соревнований и конкурсов регионального уровня. Администрация городского округа Шуя оказывает поддержку талантливой молодёжи города:
- в городе успешно реализуется целевая программа «Дети города Шуи на 2010-2014 годы», в рамках которой действует подпрограмма «Одаренные дети»;
- ежемесячно выплачивается стипендия главы городского округа Шуя четырнадцати лучшим старшеклассникам города. В 2010 г. -  42,0 тыс. руб.;
-  ежегодно за активное участие в поэтических конкурсах присуждается премия им. К.Д. Бальмонта учащемуся общеобразовательной школы №2, члену клуба «Серебряная лира»;
- с 2006 года в День памяти М. Павлова  организуется благотворительный концерт, средства от которого идут на поддержку талантливой молодёжи;
-  из муниципального бюджета выделяются средства на участие в областных и всероссийских олимпиадах, соревнованиях и конкурсах.
    Важным индикатором социально-экономических процессов  является демография. В 2010 году  несколько увеличилась  по сравнению с 2009 годом рождаемость,  на 4,7% снизилась смертность. На уровне страны принят целый пакет мер по повышению уровня рождаемости.
В пределах своих полномочий и возможностей мы тоже стараемся работать в этом направлении. В нашем городе, к примеру, установлена достаточно небольшая родительская плата за содержание детей в детских дошкольных учреждениях, которая ниже чем во всех городских округах нашего региона. На 50% от оплаты освобождены многодетные семьи и семьи, в которых оба родителя работают в сфере образования. Многие родители получают компенсацию за содержание детей в муниципальных образовательных учреждениях, реализующих основную общеобразовательную программу дошкольного образования.
Положительным образом на увеличении рождаемости должно сказаться принятие  по инициативе Губернатора Ивановской области М.А. Меня областного закона о предоставлении каждой семье при рождении третьего ребенка земельного участка. Как вы знаете в нашем городе и Шуйском муниципальном районе уже приступили к его реализации, подписав 4 февраля межмуниципальное соглашение.
В городе уже не первый год сохраняется проблема с нехваткой мест в детских дошкольных учреждениях. Сегодня очередь составляет 458 детей (дети с 1,5 до 4,5 лет). В прошлом году в детские сады города принято 537 детишек (2009 – 440). Частично проблему решим,  завершив в текущем году реконструкцию детского комбината «Улыбка». Кроме того, в городе имеется разработанная проектно-сметная документация на строительство детского сада на 250 мест в районе школы № 9 по улице Кооперативная. Общая сметная стоимость реализации данного проекта составляет около 180,0 млн.руб. Реализовать данный дорогостоящий, но очень нужный проект для города  возможно только с привлечением федерального и областного бюджета. Решать проблему  будем, в том числе и за счет  создания частных детских садов (такие предложения уже есть).
2010 год стал для муниципальных образовательных учреждений города знаменательным в педагогических достижениях.  МДОУ «Центр развития ребенка – детский сад № 2» за высокий уровень профессионализма, педагогическое мастерство и активное внедрение инновационных образовательных технологий назван победителем областного конкурса «Детский сад 2010». Шесть образовательных учреждений города приняли участие во Всероссийском конкурсе «Детские сады – детям». Активное участие наши педагоги принимали в региональных и общероссийских конкурсах. Сафронов А.Ю. (учитель биологии МОУ СШ №7) стал победителем регионального форума инноваций «Путь к успеху».
Молодежная политика.
Цель государственной молодежной политики – это создание условий для успешной социализации и эффективной самореализации молодежи, качественное развитие потенциала молодежи и его использование в интересах инновационного развития страны.
В нашем городе достижение вышеназванной цели осуществляется посредством проведения работы с молодежью по таким приоритетным направлениям, как содействие трудоустройству, временной трудовой занятости молодежи, профориентационная работа; развитие творчества, поддержка талантливой молодежи; организация клубной работы с подростками и молодежью по месту жительства; профилактика асоциальных явлений в молодежной среде.
По данным статистики на 1 января 2010 г. в городе проживает 13916 человек, относящихся к категории молодежи, – 24% от общего количества населения городского округа.
Консолидированный бюджет 2010 года на реализацию молодежной политики на территории городского округа Шуя составил 6683,5 тыс. рублей.
В 2010 году в городе продолжена реализация значимых проектов, направленных на  различные социальные группы молодежи. Это «Общественный молодежный совет при Администрации городского округа Шуя» - проект воспитания в молодых людях чувства гражданской ответственности, активной жизненной позиции. «Молодежная Администрация городского округа Шуя» - проект, направленный на  развитие кадрового потенциала и формирование молодежного кадрового резерва городского округа Шуя, привлечение молодежи к участию в деятельности органов местного самоуправления. Кстати сказать, у нас за последние годы заметно омолодился состав муниципальных служащих (15% молодежи до 30 лет), и тем не менее, сегодня мы в Администрации довольно остро ощущаем нехватку грамотных, инициативных, современно мыслящих специалистов.
«Молодой патриот» - проект, включающий в себя мероприятия гражданско-патриотической направленности, в реализации которых задействованы военно-патриотические клубы, клубы по месту жительства, учащаяся и рабочая молодежь. «Одаренная молодежь» - проект, направленный на поддержку одаренных молодых людей, отличников учебы, активистов научной и общественной жизни города.
Среди новых мероприятий, проведенных для молодежи в 2010 году, можно выделить региональный молодежный  текстиль-фестиваль «Ситцевая радуга в Шуе», в котором приняли участие делегации из 18 муниципальных образований области; городской этап областного фестиваля самодеятельного художественного творчества учащихся учреждений начального профессионального образования «Даешь, молодежь!»; городские социальные акции, посвященные Всемирному Дню красоты, Всемирному Дню качества, Дню Конституции.
В целях оказания содействия в трудоустройстве и профессиональной ориентации при содействии  ОГУ «Шуйский центр занятости населения» на базе МУ «Молодежный информационный центр» продолжила свою работу Молодежная биржа труда. В 2010 год на Молодежную биржу труда обратилось 968 человек, трудоустроены 604 человека. Всего в 2010 году оказана помощь в трудоустройстве 1517 молодым людям.
В последующие годы необходимо продолжать работу по воспитанию гражданской активности подрастающего поколения, по профилактике асоциальных явлений в молодежной среде, по приобщению молодежи к здоровому образу жизни, морально-нравственным и культурным ценностям.
Физкультура и спорт
Достаточно сильным направлением в работе Администрации является развитие спорта в Шуе. В прошлом году на территории города прошло 168 соревнований с участием более 15 тысяч человек самого разного возраста от малышей детских садов до ветеранов спорта. Для занятия физической культурой и спортом у нас создана довольно приличная спортивно-техническая база, которая постоянно развивается. В 2010 году Шуя стала практически центром проведения областных финалов первенств Ивановской области среди учащейся молодежи,   что доказывает высокое доверие к нам, как к организаторам, со стороны Комитета Ивановской области по спорту. К традиционным массовым состязаниям, таким как лыжная гонка памяти Л.С.Туманова, легкоатлетическая эстафета на призы газеты «Шуйские известия», первенства города по кроссу среди школьников в этом году нашему городу было предоставлено право проведения других крупных соревнований. Среди них «Лыжня России – 2010», «Российский азимут», «Кросс Наций», соревнования  национальной гоночной серии по автогонкам «Старая Шуя» и  «Шуйские зори»,  проведение этапов  Кубка и Чемпионата России по мотогонкам и гонкам на снегоходах и т.д. Развитию спорта, естественно, будет способствовать постройка  плавательного бассейна.
В минувшем году спортсмены шуяне приняли участие в состязаниях за пределами города 98 раз. Из них: в 63 – областных, 21 – региональных, 14 – республиканских. Всего наши спортсмены соревновались в 37 городах России за пределами Ивановской области.
Для организации  досуга детей в этом году было установлено 10 игровых детских площадок во дворах многоквартирных домов, причем участвовали в этом  и подростки  из городских трудовых отрядов. Введены в эксплуатацию, в том числе и в рамках областных программ  шесть типовых спортивно-игровых площадок. Эту работу будем продолжать и дальше.
Вместе с тем, нам еще предстоит серьезная работа по совершенствованию спортивно-массовой работы и, прежде всего, в вопросах более эффективного использования имеющейся в городе спортивной базы (лыжная база, стадионы и спортивные залы наших школ). Перед нами стоит задача по 100-процентной загрузке спортивных объектов. Площадки не должны пустовать, на них должны активно заниматься спортом  дети. Наша задача организовать эту работу.
   Культура
Итоги работы отрасли культуры за последние  годы доказали, что она является важной составляющей социального климата в нашем городе. Многие культурные события 2010 года обогатили шуян новыми позитивными впечатлениями, способствовали духовному воспитанию молодёжи.
Такие масштабные праздники, как День города и 65-летие Великой Победы, в которых только участников программы было более 1,5 тысяч, среди которых 8 народных коллективов, а количество зрителей  - более 10 тысяч, способствует сплочению и объединению всех шуян, дают им право гордиться своим городом, своей малой Родиной. Прекрасно организована в городе культурно-воспитательная работа с детьми. Познавательные, развивающие, обучающие программы и тематические циклы «Мир искусств», «Я познаю мир» проходят на высоком профессиональном уровне и необыкновенно обогащают детское сознание. Не случайно опыт работы шуян взят за основу Ивановским  методическим координационным Советом для дальнейшего распространения в области.
Как никогда актуальным для нас является вопрос использования и охраны памятников истории и культуры. Получение нашим городом статуса «исторического поселения» обязывает нас вкладывать в это направление ещё больше сил и финансовых средств. Требуются большие реставрационные работы на памятниковых объектах, что влечёт существенные затраты, как для собственников, так и для городского бюджета. Необходимо оптимизировать работу по уточнению затрат на ремонт и реставрацию памятников местного значения. Предстоит огромная работа, но она стоит того, тем более что с этим направлением непосредственно связано развитие туризма в нашем городе.
В связи с этим хочется отметить прекрасно организованные и успешно проведённые тематические праздники, интересные как для тур. операторов, так и для гостей города. Среди них первый Фестиваль мыла, который мы обязательно сделаем традиционным, «Осенняя ярмарка» и цикл концертов мастеров искусств «Шуйские сезоны». В рамках программы «Развитие туризма» в нашем городе был проведён капитальный ремонт самого любимого шуянами аттракциона «Колесо обозрения» и в день города он будет радовать шуян и гостей города. К этому же времени в детском парке будет открыт большой детский игровой комплекс, приобретённый за счёт средств, предусмотренных долгосрочной целевой программой «Детскую площадку в каждый двор».
Не слабеет культурный потенциал города. В школах дополнительного образования детей растут новые таланты вокалистов, танцоров, музыкантов, художников. А там, где творчество познаётся и уважается с детства, культура всегда будет на высоте.
Чтут и хранят шуяне культурные традиции родного города. И здесь, безусловно, важное значение имеет работа 2-х муниципальных музеев и централизованной библиотечной системы. Обогащение знаниями и непосредственное прикосновение к истории и её раритетам – главный итог работы этих учреждений.
Уважаемые коллеги!
Правительство Ивановской области на основе интегральных показателей ежегодно проводит оценку эффективности управления муниципальными образованиями. Одним из главных критериев которой  является уровень качества жизни населения муниципального образования. В связи с чем многократно  возрастает  ответственность за порученный участок работы  каждого муниципального служащего и, прежде всего,  моих заместителей и руководителей структурных подразделений  Администрации.
Новые требования и задачи, стоящие сегодня перед органами местного самоуправления жестко  требуют и новых современных методов в нашей работе. Сложившаяся у части управленческого персонала  нежелание брать на себя ответственность, проявлять инициативу  сегодня являются зачастую определенным препятствием  на пути к реализации этих реформ. Анализ обращений граждан, поступающих в Администрацию, да и мой личный прием населения, показывают проблемные места в нашей работе. Это, прежде всего сфера жилищно-коммунального хозяйства (чуть больше половины всех обращений). Всего же  прошлом году  в Администрации  было рассмотрено 2005 обращений    граждан (в 2009 году – 1292). Я как Глава Администрации  принял 122 гражданина. За каждым обращением стоит проблема, которую необходимо решить.  Кроме того, почти в два раза увеличилось количество поступившей корреспонденции из органов исполнительной власти Ивановской области. Как видите, нагрузка на сотрудников Администрации растет. Поэтому системность, компетентность и ответственность в работе должны стать основными критериями деятельности  каждого муниципального служащего.  

Естественно, невозможно решить весь комплекс проблем городского хозяйства без участия всего городского сообщества. И в первую очередь без депутатов   городской и областной  Дум. Ведь именно от них  во многом зависит, в каком правовом поле мы все будет работать. Я думаю, депутаты со мной согласятся, что у Администрации и Думы  сложились   конструктивные отношения, работаем, что называется  в «одной упряжке». От нашего тесного взаимодействия зависит оперативность и качество решения задач по жизнеустройству нашего городского округа.

Администрация и я, как Глава, готовы сотрудничать с политическими партиями, общественными объединениями, органами территориального самоуправления граждан, действующими на территории города. Мы всегда приветствуем разумную, конструктивную критику и конкретные деловые предложения от кого бы они не исходили.
Деятельность Администрации всегда открыта для средств массовой информации и наших граждан. Для чего мы активно используем такие хорошо зарекомендовавшие формы работы как пресс-конференции, информационные встречи с населением, организуем «контактные телефоны», не забываем и про интерактивные возможности официального сайта городского округа.  
В заключение хочу поблагодарить всех за активную работу и понимание общих проблем. Надеюсь на дальнейшее сотрудничество. Уверен, что  в 2011 году мы продолжим последовательную работу по развитию нашего города и повышению качества жизни горожан.


Глава Администрации городского
округа Шуя                                                                             В.И. Пасечник



февраль 2011 года




Возврат к списку