21.01.2014

Заключение № 2 от 21.01.2014г.

КОНТРОЛЬНО-СЧЕТНАЯ КОМИССИЯ

ГОРОДСКОГО ОКРУГА ШУЯ

__________________________________________________________________

21 января 2014 года № 2

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

на проект решения городской Думы «О внесении изменений в решение

Думы городского округа Шуя от 27.10.2011 г. № 176 «Об утверждении Положения о Контрольно-счетной комиссии городского округа Шуя»»

Настоящее заключение подготовлено Контрольно-счетной комиссией городского округа Шуя (далее – Комиссия) в соответствии со ст. 157 Бюджетного кодекса РФ, п. 6 ст. 4 Положения о бюджетном процессе в городском округе Шуя и статьями 2 и 12 Положения о Контрольно-счетной комиссии городского округа Шуя.

Проект решения представлен в Комиссию Главой городского округа Шуя (вх. № 14 от 21.01.2014 г.). Для рассмотрения в городскую Думу проект представлен Администрацией г.о. Шуя (17.01.2014 года) с нарушением сроков, установленных решением городской Думы от 25.08.2010 г. № 106 «Об утверждении Порядка внесения и рассмотрения проектов муниципальных правовых актов Думы городского округа Шуя в новой редакции».

В нарушение положений статей 6 и 7 Порядка внесения и рассмотрения проектов муниципальных правовых актов городской Думы городского округа Шуя проект решения представлен разработчиком без сопроводительного письма, пояснительной записки (п. «а» ч. 2 ст. 7 Порядка), таблицы поправок (ст. 6 Порядка), финансово-экономического обоснования, заключения Шуйской межрайонной прокуратуры и Контрольно-счетной комиссии городского округа Шуя (п. «б» и «г» ч. 2 ст. 7 Порядка).

Ранее в городскую Думу из Администрации г.о. Шуя поступило письмо без приложений (вх. № 1241 от 25.12.2013 г.) с просьбой решить вопрос о наделении Контрольно-счетной комиссии городского округа Шуя полномочиями по контролю в сфере закупок. В качестве правовых оснований Администрация г.о. Шуя указала главу 5 Федерального закона от 05.04.2013 г. № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее – Федеральный закон № 44-ФЗ) и недействующее в настоящее время решение Думы городского округа Шуя от 28.06.2006 г. № 88 «Об утверждении Положения о контрольно-счетной комиссии городского округа Шуя».

1. Содержание поправки

В представленном к рассмотрению городской Думе проекте решения содержатся поправки в Положение о Контрольно-счетной комиссии городского округа Шуя (далее – Положение), предусматривающие возложение на Контрольно-счетную комиссию городского округа Шуя полномочий по осуществлению контроля в сфере закупок и проведению аудита в сфере закупок.

В качестве правовых оснований Администрация г.о. Шуя указала в проекте решения:

· ст. 38 Федерального закона от 06.10.2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (далее – Федеральный закон № 131-ФЗ);

· статьи 157 и 268.1 Бюджетного кодекса РФ;

· статьи 3 и 9 Федерального закона от 07.02.2011 г. № 6-ФЗ «Об общих принципах организации и деятельности контрольно-счетных органов субъектов Российской Федерации и муниципальных образований» (далее – Федеральный закон № 6-ФЗ);

· ст. 99 Федерального закона № 44-ФЗ;

· ст. 41 Устава городского округа Шуя.

2. Оценка соблюдения требований действующего бюджетного и иного законодательства при подготовке проекта

По мнению Комиссии, Администрация г.о. Шуя неправомерно внесла указанный проект на рассмотрение городской Думы, так как:

· проектом решения предусматривается установление полномочий контрольно-счетного органа муниципального образования, что не является полномочием Администрации г.о. Шуя в соответствии со ст. 36 Устава городского округа Шуя и относится к компетенции городской Думы;

· соответствующий проект уже был внесен в городскую Думу Контрольно-счетной комиссией городского округа Шуя (исх. № 199 от 16.12.2013 г.), на который было получено положительное экспертное заключение Шуйской межрайонной прокуратуры (вх. № 13 от 21.01.2014 г.);

· в соответствии с п. 6 ч. 2 с. 24 Устава городского округа Шуя определение порядка формирования, размещения, исполнения и контроля за исполнением муниципального заказа отнесено к полномочиям городской Думы;

· представленный проект решения противоречит:

- ст. 38 Федерального закона № «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации»;

- статьям 157 и 268.1 Бюджетного кодекса РФ;

- статьям 3 и 9 Федерального закона «Об общих принципах организации и деятельности контрольно-счетных органов субъектов Российской Федерации и муниципальных образований»;

- статье 99 Федерального закона № 44-ФЗ;

- ст. 41 Устава городского округа Шуя.

Полномочия контрольно-счетных органов муниципальных образований определены статьями 157 и 268.1 Бюджетного кодекса РФ и статьями 3 и 9 Федерального закона № 6-ФЗ. Согласно указанным нормам контрольно-счетный орган муниципального образования является постоянно действующим органом внешнего муниципального контроля, образуемым представительным органом муниципального образования и осуществляющим следующие полномочия:

· контроль за соблюдением бюджетного законодательства РФ и иных нормативных правовых актов, регулирующих бюджетные правоотношения, в ходе исполнения бюджета;

· контроль за достоверностью, полнотой и соответствием нормативным требованиям составления и представления бюджетной отчетности главных администраторов бюджетных средств, квартального и годового отчетов об исполнении бюджета;

· аудит эффективности, направленный на определение экономности и результативности использования бюджетных средств;

· экспертизу проектов законов (решений) о бюджетах, иных нормативных правовых актов бюджетного законодательства РФ, в том числе обоснованности показателей (параметров и характеристик) бюджетов;

· экспертизу государственных (муниципальных) программ;

· анализ и мониторинг бюджетного процесса, в том числе подготовку предложений по устранению выявленных отклонений в бюджетном процессе и совершенствованию бюджетного законодательства РФ;

· подготовку предложений по совершенствованию осуществления главными администраторами бюджетных средств внутреннего финансового контроля и внутреннего финансового аудита;

· контроль в других сферах и полномочия по другим вопросам, установленным Федеральным законом № 6-ФЗ «Об общих принципах организации и деятельности контрольно-счетных органов субъектов Российской Федерации и муниципальных образований».

Пунктом 2 ст. 9 Федерального закона № 6-ФЗ для контрольно-счетных органов муниципальных образований определены следующие основные полномочия:

1) контроль за исполнением местного бюджета;

2) экспертиза проектов местного бюджета;

3) внешняя проверка годового отчета об исполнении местного бюджета;

4) организация и осуществление контроля за законностью, результативностью (эффективностью и экономностью) использования средств местного бюджета, а также средств, получаемых местным бюджетом из иных источников, предусмотренных законодательством РФ;

5) контроль за соблюдением установленного порядка управления и распоряжения имуществом, находящимся в муниципальной собственности, в том числе охраняемыми результатами интеллектуальной деятельности и средствами индивидуализации, принадлежащими муниципальному образованию;

6) оценка эффективности предоставления налоговых и иных льгот и преимуществ, бюджетных кредитов за счет средств местного бюджета, а также оценка законности предоставления муниципальных гарантий и поручительств или обеспечения исполнения обязательств другими способами по сделкам, совершаемым юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями за счет средств местного бюджета и имущества, находящегося в муниципальной собственности;

7) финансово-экономическая экспертиза проектов муниципальных правовых актов (включая обоснованность финансово-экономических обоснований) в части, касающейся расходных обязательств муниципального образования, а также муниципальных программ;

8) анализ бюджетного процесса в муниципальном образовании и подготовка предложений, направленных на его совершенствование;

9) подготовка информации о ходе исполнения местного бюджета, о результатах проведенных контрольных и экспертно-аналитических мероприятий и представление такой информации в представительный орган муниципального образования и главе муниципального образования;

10) участие в пределах полномочий в мероприятиях, направленных на противодействие коррупции;

11) иные полномочия в сфере внешнего муниципального финансового контроля, установленные федеральными законами, законами субъекта Российской Федерации, уставом и нормативными правовыми актами представительного органа муниципального образования.

Из п. 11 ст. 9 Федерального закона № 6-ФЗ следует, что данный перечень не является закрытым. Однако федеральными законами, законами субъекта РФ, уставом и нормативными правовыми актами представительного органа муниципального образования иные полномочия могут быть установлены только в сфере внешнего муниципального финансового контроля. Контроль в сфере закупок не относится к муниципальному финансовому контролю, являясь самостоятельным видом контроля.

Исходя из анализа перечисленных правовых актов, а также статей 98 и 99 Федерального закона № 44-ФЗ на контрольно-счетные органы муниципальных образований не могут быть возложены функции контроля в сфере закупок. Однако контрольно-счетные органы вправе осуществлять аудит в сфере закупок. С этой целью они осуществляют экспертно-аналитическую, информационную и иную деятельность посредством проверки, анализа и оценки информации о законности, целесообразности, об обоснованности, о своевременности, об эффективности и о результативности расходов на закупки по планируемым к заключению, заключенным и исполненным контрактам.

Согласно п. 6 ст. 3 Федерального закона № 6-ФЗ полномочия и порядок деятельности контрольно-счетного органа муниципального образования устанавливаются уставом муниципального образования и (или) нормативным правовым актом представительного органа муниципального образования в соответствии с указанным Федеральным законом.

Таким образом, представленный Администрацией г.о. Шуя в городскую Думу проект решения городской Думы «О внесении изменений в решение Думы городского округа Шуя от 27.10.2011 г. № 176 «Об утверждении Положения о Контрольно-счетной комиссии городского округа Шуя»» противоречит требования бюджетного законодательства, законодательства, регулирующего деятельность органов внешнего муниципального контроля, законодательства РФ о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг.

Комиссией был проведен мониторинг сложившейся практики в сфере закупок в Ивановской области и других регионах страны. Данные мониторинга и анализ содержания ст. 99 Федерального закона № 44-ФЗ подтверждают, что полномочие по осуществлению контроля в сфере закупок должно осуществляться исполнительными (исполнительно-распорядительными) органами власти, а аудит в сфере закупок – контрольно-счетными органами.

3. Выводы и предложения

3.1. В городскую Думу проект решения представлен с нарушением сроков, предусмотренных ст. 8 Порядка внесения и рассмотрения проектов муниципальных правовых актов Думы городского округа Шуя. По содержанию, форме и составу представленных с ним документов проект решения не соответствует требованиям, установленным статьями 7 и 8 указанного Порядка.

3.2. Представленный в городскую Думу Администрацией г.о. Шуя проект решения городской Думы «О внесении изменений в решение Думы городского округа Шуя от 27.10.2011 г. № 176 «Об утверждении Положения о Контрольно-счетной комиссии городского округа Шуя»» противоречит требования бюджетного законодательства, законодательства, регулирующего деятельность органов внешнего муниципального контроля, законодательства РФ о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг.

3.3. На основании изложенного, а также в связи с вступлением в силу с 1 января 2014 года Федерального закона от 05.04.2013 г. № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» Комиссия предлагает городской Думе:

- отклонить проект решения городской Думы «О внесении изменений в решение Думы городского округа Шуя от 27.10.2011 г. № 176 «Об утверждении Положения о Контрольно-счетной комиссии городского округа Шуя»»;

- подготовить проект решения «О признании утратившим силу решения Думы городского округа Шуя от 26.04.2006 г. № 75 «О создании уполномоченных органов по размещению, контролю, ведению реестра муниципальных контрактов»»;

- рекомендовать Администрации г.о. Шуя подготовить предложения по разработке и утверждению нового правого акта, с учетом положений Федерального закона № 44-ФЗ.

Председатель В.Б. Иванов

Заместитель председателя Е.В. Садина

Аудитор О.Ю. Доткаева


Возврат к списку