Стандарт организации деятельности
Стандарт организации деятельности
КОНТРОЛЬНО-СЧЕТНАЯ КОМИССИЯ ГОРОДСКОГО ОКРУГА ШУЯ
СТАНДАРТ ОРГАНИЗАЦИИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
СОД 1 «Организация методологического обеспечения деятельности Контрольно-счетной комиссии городского округа Шуя»
(утвержден решением коллегии Контрольно-счетной комиссии городского округа Шуя от 20 марта 2013 г. № 10)
ШУЯ
2013 год
Содержание
1. |
Общие положения
|
3 |
2. |
Цели, задачи и содержание методологического обеспечения деятельности Контрольно-счетной комиссии
|
3 |
3. |
Виды стандартов Контрольно-счетной комиссии, требования к их содержанию и оформлению
|
4 |
4. |
Порядок разработки, согласования, рассмотрения, утверждения и введения в действие стандартов Контрольно-счетной комиссии |
6 |
5. |
Порядок внесения изменений в стандарты Контрольно-счетной комиссии и признания их утратившими силу
|
8 |
Приложение № 1 |
Правила оформления стандартов Контрольно-счетной комиссии ………………. |
11 |
Приложение № 2 |
Форма титульного листа стандарта Контрольно-счетной комиссии……………….. |
17 |
1. Общие положения
1.1. Стандарт организации деятельности Контрольно-счетной комиссии городского округа Шуя СОД 1 «Организация методологического обеспечения деятельности Контрольно-счетной комиссии городского округа Шуя» (далее – Стандарт) разработан в соответствии со статьей 11 Федерального закона от 07.02.2011 г. № 6-ФЗ «Об общих принципах организации и деятельности контрольно-счетных органов субъектов Российской Федерации и муниципальных образований», пунктом 4 статьи 5 и статьи 16 Положения о Контрольно-счетной комиссии городского округа Шуя, утвержденного решением городской Думы городского округа Шуя от 27.10.2011 г. № 176 (далее – Положение о Контрольно-счетной комиссии городского округа Шуя) и Общими требованиями к стандартам внешнего государственного и муниципального финансового контроля, утвержденными Коллегией Счетной палаты РФ от 12.05.2012 г. № 21К.
1.2. Стандарт устанавливает общие принципы, правила и процедуры организации методологического обеспечения деятельности Контрольно-счетной комиссии городского округа Шуя (далее – Контрольно-счетная комиссия).
1.3. Задачами Стандарта являются:
определение целей, задач и содержания методологического обеспечения деятельности Контрольно-счетной комиссии;
определение видов стандартов по методологическому обеспечению деятельности Контрольно-счетной комиссии;
установление требований к содержанию стандартов внешнего муниципального финансового контроля Контрольно-счетной комиссии (далее – стандарты), а также порядку их оформления;
определение порядка разработки, согласования, рассмотрения, утверждения и введения в действие стандартов Контрольно-счетной комиссии;
установление порядка внесения изменений в стандарты Контрольно-счетной комиссии и признания их утратившими силу.
2. Цели, задачи и содержание методологического обеспечения
деятельности Контрольно-счетной комиссии
2.1. Методологическое обеспечение деятельности Контрольно-счетной комиссии представляет собой процесс формирования и совершенствования системы взаимоувязанных стандартов, регулирующих процедуры организации ее деятельности и осуществления Контрольно-счетной комиссией контрольно-ревизионной и экспертно-аналитической деятельности.
2.2. Организация методологического обеспечения деятельности Контрольно-счетной комиссии осуществляется в целях содействия качественному выполнению задач Контрольно-счетной комиссии, повышению уровня эффективности ее деятельности.
2.3. Задачами методологического обеспечения являются:
обеспечение стандартами процесса и процедур осуществления всех видов и форм контрольно-ревизионной и экспертно-аналитической деятельности Контрольно-счетной комиссии;
поддержание в актуальном состоянии, соответствующем законодательству Российской Федерации и законодательству Ивановской области, стандартов Контрольно-счетной комиссии;
совершенствование действующих и внедрение новых методов осуществления контрольно-ревизионной и экспертно-аналитической деятельности Контрольно-счетной комиссии;
изучение и внедрение передового опыта Счетной палаты Российской Федерации, Контрольно-счетной палаты Ивановской области и других контрольно-счетных органов в области методологического обеспечения их деятельности.
2.4. Решение задач методологического обеспечения деятельности Контрольно-счетной комиссии осуществляется путем:
планирования, организации и осуществления разработки стандартов;
использования результатов деятельности научно-методического и учебно-методического советов Ассоциации контрольно-счетных органов Российской Федерации, а также научно-методической комиссии Союза муниципальных контрольно-счетных органов Российской Федерации;
проведения мониторинга положений действующих стандартов на предмет их актуальности и соответствия действующему законодательству, а также анализа практического опыта их применения;
внесения изменений в действующие стандарты;
изучения, анализа и обобщения практического опыта методологического обеспечения Счетной палаты Российской Федерации, Контрольно-счетной палаты Ивановской области и других контрольно-счетных органов.
2.5. Общее руководство методологическим обеспечением деятельности Контрольно-счетной комиссии осуществляет председатель Контрольно-счетной комиссии (далее – председатель) либо по его поручению – заместитель председателя Контрольно-счетной комиссии (далее – заместитель председателя).
Организацию и непосредственное методологическое обеспечение деятельности Контрольно-счетной комиссии осуществляют заместитель председателя и аудитор Контрольно-счетной комиссии (далее – аудитор) в рамках возглавляемых ими в соответствии с Регламентом Контрольно-счетной комиссии и должностными инструкциями направлений деятельности Контрольно-счетной комиссии.
3. Виды стандартов Контрольно-счетной комиссии,
требования к их содержанию и оформлению
3.1. Стандарты Контрольно-счетной комиссии – это разработанные и утвержденные в установленном порядке внутренние нормативные документы, определяющие характеристики, правила и процедуры планирования, организации и осуществления различных видов деятельности Контрольно-счетной комиссии и (или) требования к их результатам.
3.2. В Контрольно-счетной комиссии действуют стандарты организации деятельности Контрольно-счетной комиссии (СОД) и стандарты внешнего финансового контроля, осуществляемого Контрольно-счетной комиссией (СФК).
Стандарты организации деятельности Контрольно-счетной комиссии устанавливают характеристики, принципы, правила и процедуры организации и осуществления в Контрольно-счетной комиссии методологического обеспечения, планирования деятельности, подготовки отчетов, взаимодействия с другими контрольными органами и других видов внутренней деятельности Контрольно-счетной комиссии.
Стандарты внешнего финансового контроля, осуществляемого Контрольно-счетной комиссией, определяют характеристики, правила и процедуры осуществления контрольно-ревизионной и экспертно-аналитической деятельности Контрольно-счетной комиссии.
3.3. В зависимости от предназначения стандарты подразделяются на общие и специализированные.
Общие стандарты разрабатываются для применения в рамках всей Контрольно-счетной комиссии и регламентируют общие вопросы организации и осуществления контрольно-ревизионной, экспертно-аналитической и иных видов деятельности Контрольно-счетной комиссии вне зависимости от их конкретных форм.
Специализированные стандарты разрабатываются в дополнение или развитие отдельных положений общих стандартов для регулирования отдельных вопросов осуществления контрольно-ревизионной, экспертно-аналитической и иных видов деятельности Контрольно-счетной комиссии и (или) для применения в рамках одного или нескольких направлений деятельности Контрольно-счетной комиссии.
3.4. Стандарты являются обязательными к исполнению всеми должностными лицами и работниками Контрольно-счетной комиссии.
3.5. Стандарты должны отвечать следующим основным требованиям:
законности – не должны содержать положения, противоречащие законодательству Российской Федерации и (или) законодательству Ивановской области;
целесообразности – соответствовать поставленным целям их разработки;
четкости и ясности – обеспечивать однозначность понимания изложенных в них положений;
логической стройности – обеспечивать последовательность и целостность изложения положений, исключать внутренние противоречия;
полноты – максимально полно охватывать регулируемые ими вопросы;
преемственности и непротиворечивости – обеспечивать взаимосвязь и согласованность с ранее принятыми нормативными документами Контрольно-счетной комиссии, не допускать дублирование их положений;
единства терминологической базы – обеспечивать одинаковую трактовку применяемых в них терминов;
подконтрольности выполнения – содержать положения, обеспечивающие возможность объективного контроля выполнения их положений.
3.6. Структура стандарта, порядок его изложения и оформления устанавливаются правилами, предусмотренными приложением № 1 к настоящему Стандарту.
4. Порядок разработки, согласования, рассмотрения, утверждения и введения в действие стандартов Контрольно-счетной комиссии
4.1. Разработка стандартов осуществляется в соответствии с планом деятельности Контрольно-счетной комиссии, который включает проведение мероприятий по методологическому обеспечению деятельности Контрольно-счетной комиссии отдельным разделом.
4.2. Разработчиками стандартов в зависимости от их предназначения могут являться: председатель, заместитель председателя и аудитор.
4.3. Разработка стандартов осуществляется в следующей последовательности:
подготовка разработчиком проекта стандарта;
согласование проекта стандарта с членами коллегии Контрольно-счетной комиссии (далее – Коллегия) и подготовка замечаний и предложений (при наличии);
доработка разработчиком проекта стандарта с учетом поступивших замечаний и предложений и повторное согласование с членами Коллегии;
проведение экспертизы проекта стандарта;
представление согласованного проекта стандарта на рассмотрение Коллегии;
рассмотрение доработанного проекта стандарта Коллегией и принятие по его результатам решения.
4.4. Подготовка разработчиком проекта стандарта включает в себя следующие этапы:
обоснование необходимости разработки стандарта и включение мероприятий по его подготовке в план деятельности Контрольно-счетной комиссии;
сбор, анализ и обобщение исполнителем необходимой информации и документов по вопросам, регулируемым стандартом;
подготовка исполнителем проекта стандарта и пояснительной записки к нему.
4.5. В случае необходимости к разработке проекта стандарта могут быть привлечены внешние специалисты, обладающие научным и практическим опытом в области государственного и муниципального финансового контроля, а также в областях деятельности, вопросы которых затрагиваются в разрабатываемом стандарте.
4.6. В пояснительной записке к проекту стандарта должны содержаться:
цель и обоснование необходимости разработки стандарта;
краткая характеристика основных положений проекта стандарта;
перечень основных документов и других источников информации, использованных при разработке проекта стандарта;
информация о внесении изменений в другие документы Контрольно-счетной комиссии, противоречащие положениям проекта стандарта, или признании этих документов утратившими силу.
4.7. Согласование проекта стандарта с членами Коллегии и подготовка замечаний и предложений осуществляется в срок не более пяти рабочих дней с момента направления стандарта для согласования.
Замечания и предложения к проекту стандарта должны быть конкретными, конструктивными и обоснованными и излагаться в следующей последовательности:
по проекту стандарта в целом;
по элементам, разделам, подразделам, пунктам, подпунктам и приложениям проекта стандарта в порядке их расположения в проекте документа.
4.8. Разработчик проекта стандарта рассматривает поступившие замечания и предложения, в случае необходимости организует их обсуждение с их авторами для выработки согласованного решения, осуществляет доработку проекта стандарта с учетом замечаний и предложений.
4.9. После согласования проект стандарта направляется для проведения экспертизы председателю и работнику аппарата Контрольно-счетной комиссии (далее – работник аппарата). Председатель дает правовую оценку проекту стандарта, работник аппарата осуществляет проверку соответствия проекта стандарта требованиям настоящего Стандарта по структуре, содержанию и оформлению документа, а также проводит лингвистическую экспертизу.
По итогам проведенной экспертизы председатель и работник аппарата визируют проект стандарта или при наличии замечаний подготавливают общее заключение.
4.10. Согласованный и доработанный с учетом внесенных замечаний и предложений проект стандарта направляется председателю для принятия решения о его внесении на рассмотрение Коллегии.
Одновременно с проектом стандарта на рассмотрение Коллегии вносятся проект решения Коллегии об утверждении стандарта и пояснительная записка к проекту стандарта.
4.11. По результатам рассмотрения проекта стандарта Коллегия принимает решение об утверждении стандарта либо его отклонении в связи с необходимостью доработки.
4.12. Одновременно с утверждением стандарта Коллегия может принять решение о его апробации. Апробация стандарта заключается в проверке практической реализуемости его положений, выявлении возможных недостатков стандарта и проблем, возникающих в процессе его практического применения. Срок апробации устанавливается решением Коллегии.
По результатам апробации стандарта, участвовавшие в ней должностные лица Контрольно-счетной комиссии, подготавливают свои замечания и предложения (при их наличии) разработчику стандарта. Разработчик стандарта на основании поступивших замечаний и предложений осуществляет подготовку необходимых изменений в стандарт и вносит их в установленном порядке на рассмотрение Коллегии.
4.13. Стандарт вступает в силу с момента его утверждения, если в тексте документа или решении о его утверждении не предусмотрено иное.
Срок действия стандарта не ограничивается, за исключением случаев, когда это обусловлено временным характером его действия, отраженным в наименовании или тексте стандарта.
4.14. Оригиналы всех утвержденных стандартов передаются для хранения работнику аппарата в соответствии с номенклатурой дел. Хранение копий стандартов на бумажных и электронных носителях осуществляется заместителем председателя.
5. Порядок внесения изменений в стандарты Контрольно-счетной комиссии и признания их утратившими силу
5.1. Внесение изменений в утвержденный стандарт осуществляется путем замены, дополнения или исключения отдельных его частей в случаях, когда необходимо:
более точно регламентировать или детализировать процессы осуществления различных форм и видов деятельности Контрольно-счетной комиссии;
устранить недостатки стандарта, выявленные в процессе его апробации;
привести положения стандарта в соответствие с вновь принятыми федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами Ивановской области, нормативными правовыми актами городского округа Шуя, внутренними документами Контрольно-счетной комиссии;
устранить дублирование или противоречия положений стандарта с положениями других документов, утвержденных в Контрольно-счетной комиссии;
исключить ссылки на документы Контрольно-счетной комиссии, которые ранее были признаны утратившими силу;
исправить опечатки, ошибки или иные неточности, обнаруженные в стандарте.
5.2. Необходимость внесения изменений в стандарт или признания его утратившим силу определяется по результатам мониторинга актуальности положений данного документа и анализа их практического применения, которые осуществляются разработчиком стандарта.
В ходе мониторинга актуальности положений стандарта проверяется их соответствие федеральным законам и иным нормативным правовым актам Российской Федерации, Законам Ивановской области, нормативным правовым актам городского округа Шуя, а также документам Контрольно-счетной комиссии, принятым после утверждения данного стандарта.
В процессе анализа практического применения положений стандарта определяется соответствие результатов их практического применения задачам данного документа, устанавливается наличие проблем и недостатков, возникающих при практическом применении его положений, а также выявляется необходимость дополнительной регламентации сферы применения данного стандарта.
5.3. Мониторинг актуальности положений стандарта осуществляется по мере необходимости, связанной с принятием новых федеральных законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, законов Ивановской области, нормативных правовых актов городского округа Шуя и документов Контрольно-счетной комиссии.
Анализ практического применения стандарта проводится периодически, но не ранее чем через год после его утверждения.
5.4. Если в результате мониторинга актуальности положений стандарта или анализа их практического применения установлена необходимость внесения изменений в указанный документ, разработчик документа подготавливает в установленном порядке аргументированное предложение о включении данного мероприятия в план деятельности Контрольно-счетной комиссии на очередной или текущий год.
В случае принятия соответствующего решения разработчик стандарта организует подготовку проекта предлагаемых изменений в стандарт в порядке, определенном для разработки стандарта. При необходимости одновременно с внесением изменений в стандарт вносятся изменения во взаимосвязанные с ним документы Контрольно-счетной комиссии или принимается решение о признании этих документов утратившими силу.
5.5. В случае если объем изменений, вносимых в стандарт, превышает половину объема его текста, а также в случае необходимости существенного изменения его структуры может разрабатываться и утверждаться новая редакция данного стандарта.
Разработка новой редакции стандарта осуществляется в порядке, предусмотренном разделом 4 настоящего Стандарта.
5.6. Стандарт признается утратившим силу в случаях, если:
документ не соответствует вновь принятым федеральным законам и иным нормативным правовым актам Российской Федерации, законам Ивановской области, нормативным правовым актам городского округа Шуя и документам Контрольно-счетной комиссии;
взамен данного стандарта утвержден новый документ;
положения стандарта включены в другой утвержденный стандарт;
изменились отдельные виды деятельности Контрольно-счетной комиссии, регулируемые данным стандартом, или их содержание;
истек срок действия стандарта.
5.7. Решение о внесении изменений в стандарт, об утверждении его новой редакции или о признании его утратившим силу принимается Коллегией.
Изменения, внесенные в стандарт, его новая редакция вступают в силу или стандарт признается утратившим силу с момента документального оформления соответствующего решения, если в этом решении не предусмотрено иное.
Приложение № 1 к СОД 1
«Организация методологического
обеспечения деятельности
Контрольно-счетной комиссии
городского округа Шуя»
Правила оформления стандартов Контрольно-счетной комиссии
1. Структура стандарта должна быть представлена следующими элементами:
титульный лист;
содержание;
общие положения;
термины и их определения;
основные положения;
приложения.
2. Элементы «Термины и их определения» и «Приложения» включаются в стандарт в случае необходимости, исходя из особенностей его вида, содержания и изложения.
3. Титульный лист является первым листом стандарта.
Форма титульного листа стандарта устанавливается согласно приложению № 2 к настоящему Стандарту.
4. Элемент «Содержание» размещается на следующей странице после титульного листа.
В элементе «Содержание» приводятся порядковые номера и заголовки разделов стандарта, обозначения и заголовки его приложений. При этом после заголовка каждого из указанных структурных элементов ставится отточие, а затем приводится номер страницы документа, на которой начинается данный элемент.
5. Элемент «Общие положения» содержит информацию об основании разработки, назначении стандарта, сфере его распространения, предмете его регламентации, задачах и при необходимости конкретизирует область его применения.
Элемент «Общие положения» оформляется в виде раздела 1 (нумеруется арабской цифрой) и размещается на следующей странице (следующих страницах) после страницы, на которой заканчивается элемент «Содержание».
6. Элемент «Термины и определения» в стандарте приводится при необходимости, в целях обеспечения единого понимания терминологии пользователями данного документа путем определения терминов, не стандартизованных отдельным специальным стандартом на термины и определения либо другими, ранее утвержденными документами Контрольно-счетной комиссии, или путем уточнения стандартизованных терминов, если эти термины использованы в данном стандарте в более узком смысле.
Элемент «Термины и определения» оформляется в виде одноименного раздела и начинают со слов:
«В Стандарте применяются следующие термины».
Термин и его определение, приведенные вместе в стандарте, составляют терминологическую статью. Терминологические статьи располагаются в стандарте в алфавитном порядке. Каждая терминологическая статья заканчивается точкой. Термин отделяется от определения тире. Термин печатается с прописной буквы, а определение – со строчной буквы.
Определение должно быть оптимально кратким и состоять из одного предложения. При этом дополнительные пояснения приводятся в примечаниях.
7. Текст основных положений стандарта делится (при необходимости) на структурные элементы: разделы, подразделы, пункты, подпункты. Разделы могут делиться на пункты или на подразделы с соответствующими пунктами. Пункты при необходимости могут делиться на подпункты.
При делении текста стандарта на пункты и подпункты необходимо, чтобы каждый пункт (подпункт) составлял отдельное положение стандарта, то есть содержал законченную логическую единицу.
Разделы, подразделы, статьи, пункты и подпункты стандарта нумеруются арабскими цифрами.
Разделы должны иметь порядковую нумерацию в пределах всего текста основной части стандарта.
Номер подраздела включает номера раздела и подраздела, разделенные точкой, а номер пункта – номера раздела, подраздела и пункта (или номера раздела и пункта), разделенные точками (точкой) (например: 1.1; 1.2; 1.1.1; 1.1.2 и т. д.). Номер подпункта включает номера раздела, подраздела (при его наличии), пункта и подпункта, разделенные точками.
Если текст основных положений стандарта разделен на подпункты, то для дальнейшего деления текста используются абзацы, которые не нумеруются, а выделяются абзацным отступом.
8. Для разделов, подразделов стандарта применяются заголовки. Заголовки для пунктов могут использоваться при необходимости.
Заголовки должны кратко и точно отражать содержание соответствующих разделов, подразделов и пунктов стандарта.
В заголовках следует избегать сокращений (за исключением общепринятых аббревиатур, единиц величин и сокращений).
В заголовке не допускается перенос слова на следующую строку, применение римских цифр, математических знаков и греческих букв.
Заголовок раздела (подраздела, пункта) стандарта печатается по центру страницы симметрично относительно текста полужирным шрифтом Times New Roman (Cyr) размером № 14, строчными буквами, начиная с прописной буквы, отделяется от номера раздела (подраздела, пункта) точкой и пробелом и не подчеркивается. Точка в конце заголовка не ставится. Заголовок, состоящий из двух и более строк, печатается через одинарный междустрочный интервал.
Заголовки раздела (подраздела, пункта) печатаются на расстоянии 2-3 одинарных междустрочных интервалов от предыдущего или последующего текста или заголовка.
9. Материал, дополняющий основные положения стандарта, оформляется в виде приложений. В приложениях целесообразно приводить графический материал большого объема и (или) формата, таблицы большого формата, методы расчетов и т. д.
Приложения обозначаются значком «№» и арабскими цифрами, которые приводятся после слова «Приложение».
Если в стандарт включается одно приложение, то номер ему не присваивается.
Каждое приложение, как правило, начинается с новой страницы. При этом в верхней части страницы, справа, приводится слово «Приложение», напечатанное строчными буквами с первой прописной, и обозначение приложения.
Содержание приложения указывается в его заголовке, который располагается по центру симметрично относительно текста, приводится в виде отдельной строки (или строк) и печатается строчными буквами с первой прописной.
Приложения располагаются в порядке ссылок на них в тексте стандарта и должны иметь общую с его основной частью сквозную нумерацию страниц. В тексте стандарта должны быть даны ссылки на все приложения.
10. В зависимости от особенностей содержания стандарта его положения излагаются в виде текста, таблиц, графического материала (рисунков, схем, диаграмм) или их сочетаний.
11. Содержание текста стандарта должно быть кратким (по возможности), точным, не допускающим различных толкований, логически последовательным, необходимым и достаточным по объему для использования стандарта в соответствии с его назначением и областью применения.
Текст проекта стандарта печатается на стандартных листах бумаги формата А4 и оформляется в соответствии с требованиями Инструкции по делопроизводству в Контрольно-счетной комиссии.
Нумерация всех страниц стандарта проставляется арабскими цифрами посередине верхнего поля страницы. На титульном листе стандарта номер страницы не проставляется.
12. В стандарте не допускаются использование оборотов разговорной речи, сленга, произвольных словообразований, применение для обозначения одного и того же понятия различных терминов, являющихся синонимами, а также иностранных слов и терминов при наличии равнозначных слов и терминов в русском языке.
13. При изложении норм, требований и правил в тексте стандарта применяются слова: «должен», «следует», «подлежит», «необходимо», «требуется», «разрешается только», «не допускается», «запрещается», «не должен», «не следует», «не подлежит», «не могут быть» и т. п.
Приводя в стандарте требования к наибольшим и наименьшим значениям величин, применяются словосочетания: «должно быть не более (не менее)» или «не должно превышать».
При изложении в стандарте положений, допускающих отступления от требований (норм, правил), применяются слова: «могут быть», «как правило», «при необходимости», «допускается», «разрешается» и т. п.
14. В тексте стандарта (как правило, внутри пунктов или подпунктов) могут быть приведены перечисления, которые выделяются абзацным отступом, а каждая позиция перечисления начинается со строчной буквы и отделяется от следующей знаком препинания «;».
Если в тексте стандарта необходимо сослаться на одно или несколько перечислений, то перед каждой позицией перечисления ставится арабская цифра, а после нее скобка.
Для дальнейшей детализации перечисления используются строчные буквы, приводимые в алфавитном порядке, после которых ставится скобка, приводятся эти буквы со смещением вправо на два знака относительно перечислений, обозначенных арабскими цифрами.
15. Графический материал (таблица, чертеж, схема, диаграмма, рисунок) включается в стандарт для установления или иллюстрации отдельных свойств (характеристик) предмета регламентации стандарта, а также для пояснения текста стандарта с целью его лучшего понимания.
Графический материал располагается непосредственно после текста, в котором о нем упоминается впервые, или на следующей странице, а при необходимости – в отдельном приложении.
Графический материал (чертеж, схема, диаграмма, рисунок) обозначается в стандарте словом «Рисунок» и нумеруется после него арабскими цифрами, как правило, сквозной нумерацией. Если рисунок один, то он не нумеруется.
Допускается нумерация графического материала в пределах раздела. В этом случае номер рисунка состоит из номера раздела и порядкового номера рисунка, которые разделяют точкой (например: Рисунок 1.1, Рисунок 1.2 и т. д.).
Слово «Рисунок» и его номер приводится под графическим материалом. Далее может быть приведено его тематическое наименование, отделенное тире (например: Рисунок 1 – Система стандартов).
На каждый графический материал дается ссылка в тексте стандарта.
16. Ссылки в стандарте применяются в случаях, когда целесообразно:
а) исключить повторение в стандарте отдельных его положений или их фрагментов;
б) избежать дублирования положений этого стандарта с положениями других документов;
в) проинформировать о том, что указанное положение, его фрагмент, классификация, отдельный показатель, его значение, совокупность показателей и их значений, графический материал, его позиция и т. п. приведены в соответствующем структурном элементе данного стандарта или в другом документе;
г) проинформировать о существовании других документов, которые распространяются на предмет регламентации данного стандарта.
В случае, указанном в подпункте «а» настоящего пункта, приводятся ссылки на отдельные структурные элементы данного стандарта.
При ссылках на структурные элементы данного стандарта указываются:
обозначения приложений;
номера разделов, подразделов, пунктов, подпунктов, графического материала, формул и таблиц (в том числе приведенных в приложениях);
обозначения (и номера) перечислений;
номера показателей, приведенных в таблицах.
При ссылках на структурные элементы стандарта наименование этого элемента указывается полностью (например: «...в соответствии с разделом 5», «...по пункту 3»), при этом рекомендуется использовать следующие формулировки: «...в соответствии с разделом 2», «...согласно пункту 3.1», «...по пункту 3.1.1», «...в части показателя 1 таблицы 2» и т. п.
Если существует необходимость напомнить пользователю стандарта о том, что какое-либо положение стандарта или его фрагмент, отдельный показатель и его значение, совокупность показателей и их значений, графический материал и т. п. приведены в соответствующем структурном элементе данного стандарта, то ссылку на данный структурный элемент приводят в скобках после сокращения «см.».
Ссылка на другой документ применяется, если в этом документе (или его отдельном положении) уже достаточно полно и однозначно установлены требования (нормы, правила или рекомендации), которые необходимо изложить или использовать в разрабатываемом стандарте.
17. В стандарт могут быть включены примечания, если к его отдельным положениям, таблицам или графическому материалу необходимо привести поясняющие сведения или справочные данные, не влияющие на их содержание.
Примечание печатаются с прописной буквы и начинаются с абзацного отступа. В конце текста примечания (вне зависимости от количества предложений в нем) ставят точку.
Примечание помещается непосредственно после положения (графического материала), к которому относится это примечание.
Примечание к таблице помещается в конце таблицы под линией, обозначающей окончание таблицы. При этом примечание отделяется от таблицы короткой сплошной тонкой горизонтальной линией с левой стороны страницы.
Одно примечание не нумеруется. Несколько примечаний нумеруются по порядку арабскими цифрами. Примечания выделяют в стандарте размером шрифта № 12.
18. Если необходимо пояснить отдельные слова, словосочетания или данные, приведенные в стандарте, то после них ставят надстрочный знак сноски.
Сноску располагают в конце страницы, на которой приведено поясняемое слово (словосочетание или данные), а сноску, относящуюся к данным таблицы, – в конце таблицы под линией, обозначающей окончание таблицы. При этом сноску отделяют от текста и таблицы короткой сплошной тонкой горизонтальной линией с левой стороны страницы. Кроме того, сноску выделяют размером шрифта № 12. В конце сноски ставят точку.
Знак сноски ставят непосредственно после того слова (последнего слова словосочетания, числа, символа), к которому дается пояснение, а также перед поясняющим текстом.
Знак сноски выполняют арабской цифрой со скобкой или в виде звездочки (*), двух или трех звездочек (** или ***), помещая их на уровне верхнего обреза шрифта. Знак сноски отделяют от ее текста пробелом.
19. В стандарте допускается использовать следующие сокращения: т. д. – так далее; т. п. – тому подобное; и др. – и другие; в т. ч. – в том числе; пр. – прочие; т. к. – так как; с. – страница; г. – год; гг. – годы; мин. – минимальный; макс. – максимальный; шт. – штуки; св. – свыше; см. – смотри; включ. – включительно; п. – пункт, пп. – подпункт. При этом сокращения единиц счета применяют только при числовых значениях в таблицах.
В стандарте могут быть дополнительно (наряду с указанными выше) установлены сокращения, применяемые только в данном документе. При этом полное название следует приводить при его первом упоминании в стандарте, а после полного названия в скобках – сокращенное название или аббревиатуру. При последующем упоминании употребляется сокращенное название или аббревиатура.
Приложение № 2 к СОД 1
«Организация методологического
обеспечения деятельности
Контрольно-счетной комиссии
городского округа Шуя»
Форма титульного листа стандарта Контрольно-счетной комиссии городского округа Шуя
КОНТРОЛЬНО-СЧЕТНАЯ КОМИССИЯ ГОРОДСКОГО ОКРУГА ШУЯ
ВИД, КОД КЛАССИФИКАЦИИ И ПОЛНОЕ НАИМЕНОВАНИЕ СТАНДАРТА КОНТРОЛЬНО-СЧЕТНОЙ КОМИССИИ
ГОРОДСКОГО ОКРУГА ШУЯ
(утвержден решением коллегии Контрольно-счетной комиссии городского округа Шуя от _________ 20___ г. №____)
ШУЯ
20... год