25.03.2013

Стандарт внешнего муниципального финансового контроля

КОНТРОЛЬНО-СЧЕТНАЯ КОМИССИЯ ГОРОДСКОГО ОКРУГА ШУЯ

СТАНДАРТ ВНЕШНЕГО МУНИЦИПАЛЬНОГО ФИНАНСОВОГО КОНТРОЛЯ

СВМФК - 1 «Финансово-экономическая экспертиза проектов муниципальных программ

городского округа Шуя»

(утвержден решением Коллегии Контрольно-счетной комиссии городского округа Шуя от 25 марта 2013 г. № 11 (в редакции решения Коллегии от 31 июля 2014 г. № 44))

ШУЯ

2013 год


Содержание

1.

Общие положения ……………………………………………………

3

2.

Термины и определения, применяемые в стандарте………….........

3-4

3.

Общая характеристика экспертизы проекта муниципальной программы ……………….....................................................................

4-6

4.

Проведение экспертизы проекта муниципальной программы …...

6-10

5.

Оформление результатов экспертизы проекта муниципальной программы …………………………………………………………...

10-12

1. Общие положения

1.1. Стандарт внешнего муниципального финансового контроля Контрольно-счетной комиссии городского округа Шуя (СВМФК-1) «Финансово-экономическая экспертиза проектов муниципальных программ городского округа Шуя» (далее – Стандарт) разработан в соответствии со статьей 11 Федерального закона от 07.02.2011 г. № 6-ФЗ «Об общих принципах организации и деятельности контрольно-счетных органов субъектов Российской Федерации и муниципальных образований», пунктом 4 статьи 5 и статьи 16 Положения о Контрольно-счетной комиссии городского округа Шуя, утвержденного решением городской Думы городского округа Шуя от 27.10.2011 г. № 176 (далее – Положение о Контрольно-счетной комиссии городского округа Шуя), пунктами 3.1, 3.6 и 3.9-3.11 раздела 3 Порядка разработки, реализации и оценки эффективности муниципальных программ городского округа Шуя, утвержденного постановлением Администрации городского округа Шуя Ивановской области от 21.07.2014 г. № 1142 (далее – Порядок разработки, реализации и оценки эффективности муниципальных программ), с учетом Общих требований к стандартам внешнего государственного и муниципального финансового контроля, утвержденных Коллегией Счетной палаты РФ от 12.05.2012 г. № 21К и стандарта организации деятельности (СОД-1) «Организация методологического обеспечения Контрольно-счетной комиссии городского округа Шуя», утвержденного решением Коллегии Контрольно-счетной комиссии городского округа Шуя (протокол от 20.03.2013 г. № 10).

1.2. Настоящий Стандарт устанавливает общие правила и процедуры проведения Контрольно-счетной комиссией городского округа Шуя (далее – Комиссия) экспертизы проектов муниципальных программ городского округа Шуя (далее – муниципальные программы), а также проектов изменений действующих муниципальных программ в пределах полномочий Комиссии.

1.3. Стандарт является обязательным к применению должностными лицами Комиссии.

1.4. Задачей Стандарта является установление единых требований к организации, проведению и оформлению результатов экспертизы проектов муниципальных программ.

2. Термины и определения, применяемые в стандарте

В стандарте применяются следующие термины:

Администратор муниципальной программы – главный распорядитель средств бюджета (структурное подразделение Администрации городского округа Шуя), осуществляющий разработку и руководство реализацией муниципальной программы, а также подготовку отчетности о ходе её исполнения.

Исполнитель муниципальной программы – главный распорядитель средств бюджета (структурное подразделение Администрации городского округа Шуя), муниципальные автономные и бюджетные учреждения, подрядчики, организации и общественные объединения, непосредственно исполняющие конкретные мероприятия муниципальной программы.

Мероприятие муниципальной программы – деятельность, организуемая или непосредственно осуществляемая исполнителем муниципальной программы в рамках установленных сроков и объемов финансового обеспечения, направленная на достижение цели (целей) муниципальной программы и соответствующей подпрограммы.

Муниципальная программа городского округа Шуя – взаимосвязанный по ресурсам, исполнителям и срокам осуществления комплекс мероприятий, финансируемый за счет средств бюджета городского округа Шуя, бюджета Ивановской области и федерального бюджета, направленный на решение комплексных межотраслевых (межведомственных) социально-экономических проблем городского округа Шуя.

Подпрограмма – обособленная часть мероприятий муниципальной программы, направленная на достижение цели (целей) подпрограммы.

Финансово-экономическая экспертиза проекта муниципальной программы – экспертно-аналитическое мероприятие, представляющее собой исследование на предварительном этапе контроля с целью оценки проекта нормативного правового акта с точки зрения обеспеченности проектируемых нормативных решений финансовыми, организационными и иными мерами, целесообразности предполагаемых затрат с учетом ожидаемых результатов.

Целевые (индикативные) показатели, индикаторы – показатели, установленные муниципальной программой для оценки степени достижения поставленных программой целей и задач.

3. Общая характеристика экспертизы проекта

муниципальной программы

3.1. Экспертиза проекта муниципальной программы является экспертно-аналитическим мероприятием, проводимым Контрольно-счетной комиссией городского округа Шуя на основе утвержденных планов в целях решения поставленных задач и реализации своих полномочий в рамках осуществления предварительного контроля нормативных правовых актов городского округа Шуя.

3.2. Финансово-экономической экспертизе подлежат проекты муниципальных программ или проекты внесения изменений в муниципальные программы.

Для проведения экспертизы проект муниципальной программы (проект внесения изменений в муниципальную программу) направляется субъектом правотворческой инициативы в Комиссию в сроки, установленные Порядком разработки, реализации и оценки эффективности муниципальных программ.

В случае направления в Комиссию проекта муниципальной программы (проекта изменений в муниципальную программу) повторно после устранения замечаний и рассмотрения предложений Комиссии, проводится повторная финансово-экономическая экспертиза.

3.3. Дополнительная финансово-экономическая экспертиза проводится в случае недостаточности информации и документов для подготовки положительного заключения при условии направления в Комиссию дополнительной информации и документов вместе с проектом муниципальной программы (проектом изменений в муниципальную программу).

Положительным заключением в целях настоящей статьи считается заключение, в котором по итогам финансово-экономической экспертизы замечания и предложения отсутствуют.

Дополнительная финансово-экономическая экспертиза также может проводиться при единичных изменениях параметров программы, не связанных с целями, задачами, сводными мероприятиями (например, корректировка объема финансирования отдельных мероприятий) при наличии положительного заключения по итогам финансово-экономической экспертизы ранее рассмотренного варианта проекта.

3.4. Экспертиза проекта муниципальной программы (проекта изменений в муниципальную программу) проводится в целях:

оценки правомерности утверждения муниципальной программы (изменения действующей муниципальной программы);

определения соответствия положений, изложенных в проекте муниципальной программы (проекте изменений в муниципальную программу), требованиям действующих федеральных законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, законов Ивановской области и иных нормативных правовых актов Ивановской области, нормативных правовых актов городского округа Шуя;

проверки соответствия поставленных в проекте муниципальной программы целей и задач стратегическим целям социально-экономического развития городского округа Шуя;

оценки корректности определения и полноты описания ожидаемых результатов, целевых показателей (индикаторов) муниципальной программы и подпрограмм;

определения взаимосвязанности поставленных целей, задач и запланированных мероприятий муниципальной программы (подпрограммы);

оценки реалистичности реализации запланированных мероприятий муниципальной программы в рамках установленных сроков и объемов финансового обеспечения;

оценки экономической обоснованности и достоверности (реалистичности) объема ресурсного обеспечения муниципальной программы.

3.5. Экспертиза проекта муниципальной программы не предполагает оценку общего социального и экономического эффекта от реализации муниципальной программы, определение масштаба и динамики негативных и позитивных социальных воздействий при принятии или непринятии муниципальной программы. В пределах своей компетенции Комиссия вправе выражать свое мнение по указанным аспектам.

3.6. Проведение экспертизы проекта муниципальной программы (проекта изменений в муниципальную программу) и подготовку соответствующего заключения осуществляет аудитор Комиссии либо заместитель председателя Комиссии (далее – исполнитель) в соответствии с поручением председателя Комиссии.

3.7. Объем экспертизы проекта муниципальной программы определяется исходя из целей и задач экспертизы и условий ее проведения (срока подготовки заключения, а также полноты представленных материалов и качества их оформления).

3.8. При проведении экспертизы проекта муниципальной программы учитываются результаты ранее проведенных контрольных и экспертно-аналитических мероприятий в соответствующей сфере формирования и использования средств бюджета городского округа Шуя (далее – бюджет).

4. Проведение экспертизы проекта муниципальной программы

4.1. Проект муниципальной программы при поступлении в Комиссию подлежит обязательной регистрации в соответствии с Инструкцией по делопроизводству в Контрольно-счетной комиссии и в день поступления передается на рассмотрение председателю Комиссии.

4.2. Исполнитель в течение первого рабочего дня после поступления к нему проекта муниципальной программы, имеющего соответствующую резолюцию председателя Комиссии, устанавливает наличие документов и материалов, подлежащих предоставлению одновременно с проектом муниципальной программы.

В случае отсутствия хотя бы одного из требуемых документов исполнитель незамедлительно составляет проект письма в адрес администратора проекта муниципальной программы о несоблюдении требований в отношении перечня представленных материалов и документов, и необходимости незамедлительного предоставления недостающих документов и материалов в Комиссию. Проект письма в установленном порядке представляется на подпись председателю Комиссии, после чего немедленно направляется адресату.

4.3. Для достижения целей экспертизы проекта муниципальной программы в ходе ее проведения необходимо:

1) оценить законность принятия (изменения) городским округом Шуя расходных обязательств, возникновение (изменение) которых обусловлено утверждением принимаемой муниципальной программы (изменений действующей муниципальной программы), а также обоснованность размера принимаемого (изменяемого) расходного обязательства;

2) установить экономические последствия принятия нового или изменения действующего расходного обязательства для бюджета;

3) проверить соблюдение установленных сроков разработки и представления проекта муниципальной программы для проведения её экспертизы;

4) оценить структуру и содержание проекта муниципальной программы (подпрограммы);

5) определить соответствие оформления проекта муниципальной программы юридико-техническим стандартам;

6) оценить соответствие социально-экономической проблемы городского округа Шуя, для решения которой принимается муниципальная программа, Стратегии социально-экономического развития городского округа Шуя на период до 2020 года, утвержденной решением Думы городского округа Шуя от 24.12.2008 г. № 155;

7) провести оценку правильности изложения цели (целей) муниципальной программы, в том числе:

а) соответствие цели (целей) муниципальной программы поставленной в ней социально-экономической проблеме городского округа Шуя и Программе комплексного социально-экономического развития городского округа Шуя;

б) четкость формулировки цели (целей), их конкретность и реальная достижимость в установленные сроки реализации программы;

8) оценить задачи, которые необходимо выполнить для достижения цели (целей) муниципальной программы, в том числе:

а) соответствие планируемых задач цели (целям) муниципальной программы и Программе комплексного социально-экономического развития городского округа Шуя;

б) четкость формулировок задач, их конкретность и реалистичность достижения;

в) обоснованность сроков реализации задач муниципальной программы;

г) достаточность и необходимость задач муниципальной программы для достижения ее цели;

9) проверить наличие измеряемых (натуральных и стоимостных) показателей, позволяющих оценить степень достижения целей и выполнения задач;

10) оценить целевые индикаторы реализации муниципальной программы на соответствие их следующим требованиям:

а) адекватности – характеризуют достижение цели или решение задачи очевидным образом и охватывают все существенные аспекты;

б) объективности – соответствуют реальному изменению ситуации, не стимулируют исполнителей к искажению результатов;

в) экономичности и сопоставимости – основаны на существующих процедурах сбора данных, соответствуют существующей практике;

г) достоверности – способ сбора и обработки исходной информации допускает возможность независимой проверки точности данных;

д) однозначности – обеспечивают одинаковое понимание существа специалистами и конечными потребителями;

е) последовательности – обеспечивают взаимосвязь между индикаторами и программными мероприятиями;

11) оценить ожидаемые результаты реализации муниципальной программы, в том числе:

а) соответствие ожидаемых результатов реализации муниципальной программы её цели (целям);

б) достаточность и устойчивость ожидаемых результатов реализации муниципальной программы для решения социально-экономической проблемы городского округа Шуя;

в) наличие и обоснованность промежуточных планируемых результатов;

12) провести анализ подпрограмм муниципальной программы в части соответствия и увязанности их наименований наименованию муниципальной программы, показателей подпрограмм показателям муниципальной программы (цель, целевые индикаторы, ожидаемые результаты, мероприятия, ресурсы и т.д.) в порядке, предусмотренном подпунктами 7-11 и 13-17 Стандарта;

13) оценить мероприятия, предусмотренные муниципальной программой, по следующим критериям:

а) соответствие программных мероприятий цели и задачам муниципальной программы;

б) четкость формулировок мероприятия, их конкретность и достижимость;

в) соответствие сроков реализации каждого программного мероприятия установленному сроку реализации муниципальной программы в целом;

г) взаимоувязанность программных мероприятий, в том числе по срокам их реализации;

д) достаточность и необходимость мероприятий муниципальной программы для решения ее задач;

е) отсутствие дублирования мероприятий других действующих (принимаемых) муниципальных программ;

ж) соответствие программного мероприятия и компетенции ответственного исполнителя мероприятия муниципальной программы (наличие достаточных полномочий для достижения цели муниципальной программы);

14) оценить обоснованность финансовых потребностей муниципальной программы, в том числе:

а) обоснованность объемов финансирования программных мероприятий;

б) обоснованность источников финансирования и их структуры по программным мероприятиям, для бюджетного финансирования – в разрезе целевых статей и направлений расходования;

в) обоснованность объемов и механизма привлечения внебюджетных источников финансирования, полноты использования возможностей привлечения средств иных бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, а также средств иных источников для реализации муниципальной программы;

г) достаточность и обоснованность документов и материалов, подтверждающих предполагаемое участие федеральных органов исполнительной власти и органов исполнительной власти Ивановской области в решении соответствующей социально-экономической проблемы городского округа Шуя;

15) установить наличие ответственных лиц (подразделений) за реализацию муниципальной программы в целом и за исполнение отдельных программных мероприятий;

16) определить наличие механизма управления программой, в том числе схемы мониторинга реализации программы и взаимодействия заказчиков и исполнителей программных мероприятий;

17) оценить проект муниципальной программы на наличие коррупциогенных факторов.

4.4. Экспертиза проектов об изменении муниципальных программ осуществляется в порядке, определенном для экспертизы проекта муниципальной программы с освещением вопросов правомерности и обоснованности предлагаемых изменений муниципальной программы, соответствия их показателям бюджета, а также:

корректности предлагаемых изменений (отсутствие изменений программы «задним числом»);

логичности предлагаемых изменений (отсутствие внутренних противоречий в новом варианте программы; согласованность изменений финансирования, программных мероприятий, целевых (индикативных) показателей и ожидаемых результатов);

целесообразности предлагаемых изменений (потенциальная эффективность предлагаемых мер);

устранения или сохранения нарушений и недостатков программы, отмеченных Комиссией ранее по результатам экспертизы проекта муниципальной программы.

4.5. Комиссия осуществляет экспертизу представленного проекта муниципальной программы и подготавливает заключение по результатам ее проведения в течение 10 календарных дней со дня поступления проекта муниципальной программы в Комиссию.

Повторная финансово-экономическая экспертиза доработанных проектов муниципальных программ проводится в течение 2 рабочих дней со дня поступления проекта муниципальной программы в Комиссию.

Срок проведения экспертизы проекта об изменении муниципальной программы составляет 5 календарных дней со дня поступления проекта в Комиссию.

5. Оформление результатов экспертизы проекта

муниципальной программы

5.1. Результаты проведения экспертизы проекта муниципальной программы оформляются в виде заключения Комиссии.

5.2. Заключение должно состоять из вводной, содержательной и резолютивной частей.

5.3. В вводной части заключения указываются правовые основания проведения экспертизы, дата поступления проекта муниципальной программы (проекта об изменении муниципальной программы) в Комиссию, реквизиты сопроводительного письма, субъект правотворческой инициативы, перечень представленных одновременно с проектом муниципальной программы (проектом об изменении муниципальной программы) сведений и документов и его соответствие требованиям Порядка разработки, реализации и оценки эффективности муниципальных программ, а также перечень дополнительно затребованных и полученных в ходе проведения экспертизы сведений и документов.

5.4. В содержательной части заключения, в соответствующих ее разделах, подлежат отражению результаты рассмотрения вопросов, перечень которых определен пунктами 4.3 и 4.4 раздела 4 настоящего Стандарта.

Обязательно в содержательной части приводятся данные об общем объеме финансирования, в том числе по годам, при рассмотрении проекта вновь принимаемой программы, о сумме изменения объемов финансирования при рассмотрении проекта корректировки программы.

Содержательная часть заключения состоит из следующих разделов:

«1. Оценка соблюдения требований действующего законодательства при подготовке проекта муниципальной программы»;

«2. Администратор и исполнители муниципальной программы, срок ее реализации»;

«3. Паспорт муниципальной программы»;

«4. Проект муниципальной программы»;

«5. «Обоснование плановых бюджетных расходов по мероприятиям муниципальной программы»;

«6. Наличие в проекте муниципальной программы коррупциогенных факторов».

В случае выявления внутренней несогласованности, нелогичности, противоречивости проекта муниципальной программы, ошибок редакционного и технического характера, их следует отразить в том разделе содержательной части заключения, в котором они были обнаружены. Если одинаковые несоответствия и противоречия затрагивают сразу несколько разделов заключения, то их следует отразить в одном из указанных разделов, сделав ссылку и на другие разделы.

5.5. В резолютивной части заключения должны содержаться выводы Комиссии о выявленных в ходе экспертизы нарушениях действующего законодательства и иных недостатках, а также предложения о необходимости их устранения и (или) доработки муниципальной программы (при необходимости).

Выводы и предложения должны быть четко сформулированы и иметь ссылки на конкретные нормы действующего законодательства, нарушение которых было установлено в результате проведенной экспертизы.

5.6. При проведении повторной финансово-экономической экспертизы, дополнительной финансово-экономической экспертизы в вводной части указывается причина их проведения (устранение замечаний, предоставление дополнительных документов, изменение первоначального проекта муниципальной программы, в том числе объемов финансирования). В содержательной части по итогам повторной экспертизы необходимо описать устраненные по рекомендации Комиссии нарушения и недостатки.

5.7. При обнаружении в ходе проведения экспертизы коррупциогенных факторов в заключении Комиссии по итогам экспертизы должна быть отражена соответствующая информация. Коррупциогенные факторы определяются в соответствии с Методикой проведения антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов, утвержденной постановлением Правительства РФ от 26.02.2010 г. № 96, а также Методическими рекомендациями по осуществлению мер противодействия коррупции Контрольно-счетной комиссией городского округа Шуя в рамках проведения контрольных и экспертно-аналитических мероприятий, утвержденными решением Коллегии Комиссии от 08.04.2014 г. № 15.

5.8. Все суждения и оценки, отраженные в заключении, должны подтверждаться ссылками на исследованные положения проекта муниципальной программы и (при необходимости) на действующее законодательство, положения нормативных правовых актов городского округа Шуя.

Заключение Комиссии по итогам экспертизы не должно содержать политических оценок проекта муниципальной программы.

5.9. В заключении Комиссии не даются рекомендации по утверждению или отклонению представленного проекта. В заключении выражается мнение о необходимости рассмотрения разработчиком программы замечаний и предложений, изложенных в заключении, внесении изменений в проект программы, либо информация об отсутствии замечаний и предложений по итогам экспертизы.

5.10. По итогам экспертизы проект заключения вместе с сопроводительными письмами в адреса Комитета экономики и торговли Администрации городского округа Шуя и субъекта правотворческой инициативы, от которого проект поступил для проведения финансово-экономической экспертизы, передается исполнителем для согласования председателю Комиссии не позднее восьмого дня с момента поступления проекта муниципальной программы в Комиссию.

После устранения замечаний и предложений (при их наличии) и согласования проект заключения направляется председателем Комиссии для рассмотрения в Коллегию Комиссии. После утверждения Коллегией Комиссии заключение подписывается исполнителем и председателем Комиссии.

Сопроводительные письма в адрес Комитета экономики и торговли Администрации городского округа Шуя и субъекта правотворческой инициативы составляются за подписью председателя Комиссии.

После подписания сопроводительных писем заключение направляется в установленном в Комиссии порядке в Комитет экономики и торговли Администрации городского округа Шуя и субъекту правотворческой инициативы.

5.11. По инициативе председателя Комиссии в адреса Главы городского округа Шуя и Главы Администрации городского округа Шуя может быть направлено информационное письмо со сведениями о результатах проведенной финансово-экономической экспертизы.


Возврат к списку