Выставка одной картины
19.02.2015

Выставка одной картины

Литературно-краеведческий музей Константина Бальмонта в рамках проекта «Выставка одной картины» к Дню защитников Отечества представил зрителю акварельную работу Константина Арцеулова «Гвардейский крейсер «Варяг».

Картина происходит из коллекции нашей землячки – заслуженной артистки РСФСР Екатерины Мазуровой. Её собрание до сих пор продолжает удивлять нас новыми открытиями. Представленная на выставке картина – тому подтверждение. Автор акварели - К. Арцеулов - внук знаменитого русского мариниста Ивана Айвазовского. Кроме своего художественного таланта, он известен как отважный летчик-испытатель, авиаконструктор.  

К. Арцеулов родился в Ялте в 1891 г. Он превосходно помнил своего деда - замечательного русского художника-мариниста Ивана Айвазовского, в доме которого, в Феодосии, провел несколько лет. Маленький Костя присутствовал при создании картин и лучшая вещь Айвазовского – «Среди волн» - возникала на его глазах. Мать, Жанна Ивановна, четвертая дочь Айвазовского, мечтала видеть сына художником. Отец был главным корабельным инженером Севастополя. Константин угодил обоим родителям -  став курсантом Морского корпуса, он одновременно посещал рисовальный класс лейтенанта Павла Павлинова, впоследствии известного графика. Позже его учителями были такие выдающиеся русские художники, как К. Юон в Москве, Л. Бакст, М. Добужинский и Е. Лансере в Петербурге.

Константин был у деда самым любимым внуком. Он рано начал писать маслом и в десять лет уже рисовал морские пейзажи больших размеров с парусниками и людьми. Айвазовский охотно правил его работы, а иногда и подписывал. Покупатели не замечали подмены. Его работы «Штормит» и «Море» (обе 1918 г.) долгое время приписывались И. Айвазовскому и датировались 1898 г.

В 1910 г. К. Арцеулов поступил на авиационный завод в Петрограде и с тех пор на всю жизнь увлекся авиацией. Его учениками в школе военлетов были Михаил Водопьянов и Валерий Чкалов. Первые портреты этих знаменитых летчиков сделаны рукой Арцеулова.  В историю авиации К. Арцеулов вошел как человек, впервые победивший «штопор». В то время считалось, что сорвавшийся в штопор самолёт не имеет выхода из него. Число катастроф от срыва в штопор особенно возросло во время войны. Путём теоретических исследований Арцеулов пришёл к выводу, что при попадании машины в штопор нужно отдавать ручку управления от себя, а нажатием на педаль отклонять руль направления в сторону, обратную штопору. Это было почти противоположно тому, что интуитивно делали летчики, попавшие в штопор.

Свою теорию Арцеулов отважился проверить практикой. Эксперимент был равносилен самоубийству.  24 сентября 1916 г. Арцеулов на своем самолете, поднявшись на высоту 2000 метров, намеренно ввел машину в штопор. После 3 витков машина по воле лётчика перешла в крутое пикирование. Штопор был побежден! Смертельная аварийная ситуация стала фигурой высшего пилотажа. В том же полёте Арцеулов повторил эксперимент уже на 5 витках. Через несколько дней все инструкторы школы, изучив опыт Арцеулова, намеренно вводили и выводили самолёты из штопора. Через месяц штопор был введён в программу обучения авиационной школы. Трудно даже представить, сколько жизней лётчиков спас своими рискованными полётами Константин Арцеулов.

Творческий путь К. Арцеулова был прерван ложным доносом. В 1933 г. он был необоснованно репрессирован. В 1937 г. его полностью реабилитировали. По причине большого перерыва в лётном стаже на военную службу он уже не вернулся.

С того времени К. Арцеулов стал профессиональным художником. Много и успешно иллюстрировал книги по истории авиации, писал мемуары. В художественном творчестве он продолжал морскую и авиационную тематику, как график сотрудничал с журналами «Вестник воздушного флота», «Крылья Родины», «Советский воин», «Техника молодежи», состоял в Союзе художников СССР.

Картины и рисунки Арцеулова можно встретить в Феодосийской картинной галерее, государственном Военно-морском музее Санкт-Петербурга и Крымском армянском обществе. Его панно украшает главный зал Центрального дома авиации и космонавтики имени М. В. Фрунзе в Москве.

Возврат к списку