Земляные валы Кремля (XIII – XIVвв)

Это срытие валов было исторически уже вторым: в первый раз их срывали (тоже для дамбы старого Большого моста) при бургомистре и городском голове Василии Максимовиче Киселеве в 1820-тых годах. До этого валы были еще выше.
Из «Географического словаря, т. 5 (1867г): «Вышина валов внутри города с трех сторон по две сажени, а с наружной стороны вал и глубина рва простиралась от семи до девяти сажен, берег же Тезы имел 14 с половиной сажен»
Земляные валы Кремля (XIII – XIVвв) являются памятником археологии Федерального значения (Постановление Совета Министров РСФСР от 04.12.1974 № 624).
По левую сторону от дороги на высоком левом берегу реки Теза когда-то возвышался кремль-крепость, построенный для обороны от внешних врагов, обнесенный насыпными земляными валами, которые достигали в высоту 34 метров. На валу была деревянная крепостная стена с 4-я башнями по углам. Кремль с двух сторон был окружен рвами с водой, а с 2-й – рекой. В стенах крепости было 2-е ворот. К сожалению ни кремль, ни валы не сохранились. Земляные валы существовали до начала ХХ века, но уже с середины XIX века начали срываться для хозяйственных нужд, в тои числе в 1920-е годы для строительства дамбы у Октябрьского моста. Сохранились остатки крепостного рва, небольшой фрагмент которого, залитый водой, образовал живописный пруд, огороженный чугунной решеткой.
На территории кремля находились осадные дворы знатных землевладельцев И.И. Шуйского, Д.М. Пожарского, Д.М. Черкасского и др. Они занимали северо-восточную и юго-западную части кремля. Ближе к Покровскому собору полукругом находились дворы Николо-Шартомского, Троицкого и Суздальского Покровского монастырей.
В «Писцовой книге города Шуи», составленной Афанасием Вековым в 1629 году, упоминается осыпь, т. е. насыпной вал, и деревянные укрепления. Однако деревянные укрепления (детинец) были утрачены (сгорели) после литовского разорения в самом начале XVII века и более не восстанавливались. Земляные валы крепости начали срываться с начала XIX века, а сохранившиеся южная и восточная части вала были срыты в 1928 г. при постройке дамбы Октябрьского моста.