О проведении экспертизы нормативных правовых актов городского округа Шуя и их проектов в целях выявления в них положений, способствующих созданию условий для проявления коррупции.
О проведении экспертизы нормативных правовых актов городского округа Шуя и их проектов в целях выявления в них положений, способствующих созданию условий для проявления коррупции.
ДУМА ГОРОДСКОГО ОКРУГА ШУЯ
четвертого созыва
РЕШЕНИЕ
от 26 августа 2009 года № 91
О проведении экспертизы
нормативных правовых актов
городского округа Шуя и их проектов
в целях выявления в них положений,
способствующих созданию
условий для проявления коррупции.
Руководствуясь Федеральным законом от 25 декабря
РЕШИЛА:
1. Утвердить Порядок проведения экспертизы нормативных правовых актов городского округа Шуя и их проектов в целях выявления в них положений, способствующих созданию условий для проявления коррупции (приложение 1).
2. Утвердить Методику проведения экспертизы проектов нормативных правовых актов городского округа Шуя в целях выявления в них положений, способствующих созданию условий для проявления коррупции (приложение 2).
3. Утвердить временную Комиссию по проведению экспертизы нормативных правовых актов и их проектов в составе: Возилов В.В., Корзенев Е.Б., Платонов Д.Е., Тронова Г.Н.
4. Настоящее Решение вступает в силу с момента его официального опубликования.
И.о.главы городского округа Шуя ______________________ Н.В. Корягина
|
Председатель Думы
городского округа Шуя
___________________ Е.Б. Корзенев
|
Приложение № 1 к Решению
Думы городского округа Шуя
№ 91 от 26.08.2009г.
Порядок
проведения экспертизы нормативных правовых актов
городского округа Шуя и их проектов в целях выявления в них положений,
способствующих созданию условий для проявления коррупции
1.2. Экспертиза на коррупциогенность проводится временной Комиссией по проведению экспертизы нормативных правовых актов городского округа Шуя и их проектов, юридическим отделом администрации городского округа Шуя юридическими и физическими лицами, принявшими решение о ее проведении, в соответствии с Методикой проведения экспертизы проектов муниципальных нормативных правовых актов и иных документов в целях выявления в них положений, способствующих созданию условий для проявления коррупции, утверждаемой Думой городского округа Шуя (далее - Методика).
2. Независимая экспертиза на коррупциогенность
Срок проведения независимой экспертизы на коррупциогенность, устанавливаемый разработчиком проектов документов, не может быть менее 3 и более 10 дней.
2.5. По результатам независимой экспертизы на коррупциогенность составляется экспертное заключение, оформляемое в соответствии с Методикой.
Экспертное заключение направляется разработчику проекта документа по почте или курьерским способом либо в виде электронного документа.
- организации (организаций), проводившей(их) экспертизу;
- выводов экспертизы (каждой из проведенных экспертиз, если в независимой экспертизе участвовали две и более организации);
- своей позиции как разработчика документа в отношении каждого из указанных в заключениях по результатам независимой экспертизы положений, предположительно создающих условия для проявлений коррупции либо об отсутствии представленных в установленные сроки заключений независимой экспертизы на коррупциогенность.
К проекту документа прилагаются все поступившие экспертные заключения с сопроводительными письмами организаций, физических лиц, проводивших независимую экспертизу на коррупциогенность.
3. Экспертиза на коррупциогенность проектов нормативных правовых актов,
проводимая временной Комиссией по проведению экспертизы нормативных правовых актов городского округа Шуя и их проектов, юридическим отделом
администрации городского округа Шуя
3.2. При проведении юридической экспертизы проектов постановлений главы городского округа Шуя экспертиза на коррупциогенность осуществляется юридическим отделом администрации городского округа Шуя.
3.3. Результаты экспертизы на коррупциогенность, проводимой в соответствии с настоящим разделом, оформляются в соответствии с Методикой и отражаются в заключении, подготавливаемом по итогам юридической и правовой экспертизы проектов документов.
4. Экспертиза на коррупциогенность действующих
нормативных правовых актов
в отношении решений Думы городского округа Шуя – временной Комиссией по проведению экспертизы нормативных правовых актов городского округа Шуя и их проектов в соответствии с графиком, утверждаемым городской Думой;
в отношении постановлений главы городского округа Шуя – юридическим отделом администрации городского округа Шуя в соответствии с графиком утверждаемым главой городского округа Шуя по представлению совета по противодействию коррупции при главе городского округа Шуя;
независимыми экспертами в инициативном порядке за счет собственных средств.
Нормативные правовые акты включаются в указанный график с учетом:
- информации о их возможной коррупциогенности, получаемой по результатам анализа практики их правоприменения, обращений граждан и организаций;
- предложений заинтересованных организаций о проведении экспертизы на коррупциогенность.
Результаты проведенной экспертизы на коррупциогенность оформляются в соответствии с Методикой в виде подготавливаемого по ее итогам заключения.
Указанный орган местного самоуправления городского округа Шуя готовит в установленном порядке предложения о внесении в нормативный правовой акт, прошедший экспертизу на коррупциогенность, изменений, обеспечивающих устранение выявленных положений, которые могут способствовать проявлениям коррупции.
Приложение № 2 к Решению
Думы городского округа Шуя
№ 91 от 26.08.2009г.
Методика
проведения экспертизы проектов муниципальных нормативных
правовых актов в целях выявления в них положений,
способствующих созданию условий для проявления коррупции
Коррупционными факторами признаются положения проектов документов, которые могут способствовать проявлениям коррупции при применении документов, в том числе могут стать непосредственной основой коррупционной практики либо создавать условия легитимности коррупционных деяний, а также допускать или провоцировать их.
Коррупциогенными нормами признаются положения проектов документов, содержащие коррупционные факторы.
2. Основные правила проведения экспертизы на коррупциогенность
В экспертном заключении могут быть отражены возможные негативные последствия сохранения в проекте документа выявленных коррупционных факторов.
3. Коррупционные факторы
3.1. Коррупционными факторами являются:
а) факторы, связанные с реализацией полномочий органа местного самоуправления;
б) факторы, связанные с наличием правовых пробелов;
в) факторы системного характера.
3.2. Факторы, связанные с реализацией полномочий органа местного самоуправления, выражаются в:
а) широте дискреционных полномочий - отсутствии или неопределенности сроков, условий или оснований принятия решения, наличии дублирующих полномочий органов местного самоуправления (их должностных лиц);
б) определении компетенции по формуле "вправе" - диспозитивном установлении возможности совершения органами местного самоуправления (их должностными лицами) действий в отношении граждан и организаций;
в) наличии завышенных требований к лицу, предъявляемых для реализации принадлежащего ему права, - установлении неопределенных, трудновыполнимых и обременительных требований к гражданам и организациям;
г) злоупотреблении правом заявителя органами местного самоуправления (их должностными лицами) - отсутствии четкой регламентации прав граждан и организаций;
д) выборочном изменении объема прав - возможности необоснованного установления исключений из общего порядка для граждан и организаций по усмотрению органов местного самоуправления (их должностных лиц);
е) чрезмерной свободе подзаконного нормотворчества - наличии бланкетных и отсылочных норм, приводящем к принятию подзаконных актов, вторгающихся в компетенцию органа местного самоуправления, принявшего первоначальный нормативный правовой акт;
ж) принятии нормативного правового акта сверх компетенции - нарушении компетенции органов местного самоуправления (их должностных лиц) при принятии нормативных правовых актов;
з) заполнении законодательных пробелов при помощи подзаконных актов в отсутствие законодательной делегации соответствующих полномочий - установлении общеобязательных правил поведения в подзаконном акте в условиях отсутствия закона;
и) юридико-лингвистической неопределенности - употреблении неустоявшихся, двусмысленных терминов и категорий оценочного характера.
а) существовании собственно пробела в правовом регулировании - отсутствии в проекте документа нормы, регулирующей определенные правоотношения, виды деятельности и так далее;
б) отсутствии административных процедур - отсутствии порядка совершения органами местного самоуправления (их должностными лицами) определенных действий либо одного из элементов такого порядка;
в) отказе от конкурсных (аукционных) процедур - закреплении административного порядка предоставления права (блага);
г) отсутствии запретов и ограничений для органов местного самоуправления (их должностных лиц) - отсутствии превентивных антикоррупционных норм, определяющих статус муниципальных служащих в коррупциогенных отраслях;
д) отсутствии мер ответственности органов государственной власти или органов местного самоуправления (их должностных лиц) - отсутствии норм о юридической ответственности служащих, а также норм об обжаловании их действий (бездействия) и решений;
е) отсутствии указания на формы, виды контроля за органами местного самоуправления (их должностными лицами) - отсутствии норм, обеспечивающих возможность осуществления контроля, в том числе общественного, за действиями органов местного самоуправления (их должностных лиц, муниципальных служащих);
ж) нарушении режима прозрачности информации - отсутствии норм, предусматривающих раскрытие информации о деятельности органов местного самоуправления (их должностных лиц), и порядка получения информации по запросам граждан и организаций.
Нормативные коллизии - противоречия, в том числе внутренние, между нормами, создающие для органов местного самоуправления (их должностных лиц) возможность произвольного выбора норм, подлежащих применению в конкретном случае.
На наличие такого коррупционного фактора указывает любой вид коллизии, если возможность ее разрешения зависит от усмотрения органов местного самоуправления (их должностных лиц).