Из истории мыловарения...
17.07.2018

Из истории мыловарения...

22 июля в Шуе в девятый раз состоится фестиваль «Шуйское мыло». Мыловарение в городе на Тезе было одним из самых древних промыслов, а Шуя считалась главным центром мыловарения в России. 

Из описи, составленной в 1710 году земским бурмистром Дмитрией Носовым, мы видим, что в Шуе в числе самых древних заводов на первом месте называются мыловаренные. По этой описи в Шуе насчитывалось 11 мыловаренных заводов.  

В упомянутой описи названы имена владельцев этих заводов: «А имеют у себя промысел мыльный Андрей Тебриков, Григорий Никифоров, Петр Дохов, Семен Демин, Иван Лисин, Иван Воинов, Иван Коверин, Дмитрий Носов, Иван Коньков, Петр Шигин, и Иван меньшой Гневышев». 

Мыльная промышленность в Шуе в это время была столь значительна, что для закупки мыльного товара в Шую во всякое время, а особенно в Борисоглебскую ярмарку, приезжали покупатели из разных городов. Борисоглебская ярмарка устраивалась на площади перед Крестовоздвиженской церковью (ныне площадь перед магазином «Лада»). Борисоглебской ярмарка называлась потому, что проводилась в день празднования памяти святых Бориса и Глеба и была организована на месте, называвшемся в старину Борисоглебской слободой. 

Но и сами шуяне везли по Тезе продавать в другие места кожи, полотна и мыло. Все эти изделия продавали сами фабриканты в Москве, Казани, селе Иванове и на ярмарках Московской, Ростовской, Холуйской, Макарьевской. Шуйское мыло в старину славилось своим отличным качеством. За мылом, сваренным в Шуе, приезжали на ярмарки со всех концов страны. Мыловарни, в силу неприятных особенностей производства, в Шуе устраивались как можно дальше от городского центра – кремля и всех жилых зон. Возможно, первые мыловарни появлялись там же, где устраивались мастерские по выделке шкур, так как на производство и в том и в другом случае шло почти одно и то же сырье. Точнее сказать, для изготовления мыла шли отходы шубного производства: животный жир и сало. Щелочь использовалась и в том и в другом ремесле. 

Мыловарни изначально существовали в стороне деревни Бильдюхино, а после длительных судебных тяжб с жителями города, жаловавшимися на скверный запах со стороны мыловарен, были перенесены в другие места. Известно, что овчинный промысел был перенесен в сторону сел Афанасьевского, Пустоши, Теплякова, а также на окраины города в направлении этих сел. На современной карте города именно в той стороне существуют улицы Шубные и Овчинная. Возможно, именно там располагались и шуйские мыловарни. 

Мыло варили в больших чугунных котлах, величина которых зависела от размеров самого производства. Обычно размер котла был таким, что рабочий мог свободно мешать мыльную массу в котле специальным большим веслом.  

Одним из старинных способов изготовления мыла была т. н. варка на голом (открытом) огне. Этот способ и использовался шуянами в их производстве мыла. 

Нередко мыловарение, как промысел, связанный с использованием высоких температур и открытого огня, приводил к пожарам. О пожарной опасности для города, которую представляли подобные промышленные заведения, говорит следующий документ – Грамота царя Михаила Федоровича воеводе Игнатью Судакову: «И как к тебе ся наша грамота придет и ты б Шуйским По-сацким людям в летнюю пору для торгового промыслу, где им хлеб и калачи печь кузнечное и мыльное дело делать, печи топить велел без запору, с великим бережением, чтоб им в торговом промыслу убытков не было; а которова посацкого человека или кузнеца небрежением в Шуе на посаде учинится пожар и тому быть в большом наказании без всякой пощады». 

В Шуе различали два сорта мыла. «Ядровое» мыло характеризовалось как лучшее. Это мыло уваренное до ядра, в несколько варок. Обычно варилось из бараньего сала. Другой сорт мыла назывался «духовое», т. е. с приятным духом (запахом). Оно было похоже на современное туалетное мыло. Для отдушки в его состав входили ароматические парфюмерные масла (кедровое, мускатное, масло герани, гвоздичное, розовое, лавандовое, лимонное и прочие). 

В 1781 году город Шуя по указу императрицы Екатерины II обрел свой герб. Его верхняя часть с изображением льва говорила о принадлежности города к Владимирской губернии, а в нижней части находилось необычная и редкая геральдическая фигура – золотой брус. В описании шуйского герба говорится, что этот брус означает «славные, находящиеся в том городе мыльные заводы». Таким образом, золотой брус на шуйском гербе символизировал собой кусок мыла – продукт едва ли не самого древнего промысла, которым занимались жители Шуи. 

Герб современной Шуи утвержден на основе исторического герба в 2004 году. Все тот же золотой брус на красном поле. По мнению специалистов, фигура мыла делает наш герб уникальным. А появление в последние годы в Шуе мыловаров оправдывает это изображение.  

По информации Литературно-краеведческого музея К.Д. Бальмонта

Возврат к списку